Общение: структура, виды, функции, средства. Развитие коммуникативной компетентности субъекта деятельности.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
Структура общения.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Виды общения.
"Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться" от собеседника.
Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Функции общения:
Информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами.
Побудительная функция – стимуляция активности партнеров для организации совместных действий.
Интегративная функция – функция объединения людей.
Функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам.
Координационная функция – согласование действий при осуществлении совместной деятельности.
Регуляционно-коммуникативная функция общения направлена на регуляцию и коорекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.
Функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации.
Аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.
Средства общения. К средствам общения относятся:
Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.
Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает "общее, разделяемое со всеми". Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Причинами плохой коммуникации могут быть:
стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
"предвзятые представления" – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно ("Мы верим тому, чему хотим верить"). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;
плохие отношения между людьми – поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;
неверный выбор стратегии и тактики общения.
- Оглавление
- Общая психология
- Подходы к определению предмета психологии как науки.
- Методы исследования в психологической науке.
- Проблемы, задачи и направления развития современной психологии.
- Неосознаваемые психические процессы. Неосознаваемые побудители сознательных действий.
- Происхождение и развитие сознания человека. Культурно-историческая теория происхождения высших психических функций.
- Психологическая теория деятельности. Деятельностный подход в психологии.
- Ощущение: свойства, характеристики, функции, виды.
- Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Чувствительность, ее динамика и способы измерения.
- Восприятие: определение, свойства, функции, виды.
- Теории восприятия. Методы изучения восприятия.
- Внимание: понятие, виды, свойства. Развитие внимания.
- Методы изучения и методики диагностики внимания.
- Память как психический процесс. Теории памяти.
- Память: виды, типы, формы, функции. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.
- Процессы памяти. Методы изучения памяти.
- Мышление как психический процесс: виды, формы, операции.
- Мышление и речь. Развитие мышления.
- Теории мышления. Экспериментальные исследования мышления.
- Интеллект: определение и модели. Методы диагностики интеллекта.
- Воображение: определение, виды, механизмы. Индивидуальные особенности и развитие воображения.
- Воображение и творчество. Методы изучения креативности личности.
- Эмоции, чувства, психические состояния. Теории эмоций.
- Функциональные состояния организма и психики.
- Эмоциональный стресс. Регуляция эмоциональных состояний.
- Воля. Произвольная регуляция деятельности и поведения человека.
- Мотивационная сфера личности и ее развитие. Теории мотивации.
- Классификация мотивов и потребностей. Методы изучения мотивации.
- Методология экспериментального изучения личности.
- Психодинамическое направление в исследовании личности (з.Фрейд, к.Г.Юнг, а.Адлер).
- Диспозициональная теория личности (г.Оллпорт).
- Факторный подход к исследованию личности. Структурная теория черт личности (р.Кеттелл).
- Типологический подход к исследованию личности (г.Айзенк).
- Социально-когнитивное направление в исследовании личности (а.Бандура, Дж.Роттер).
- Гуманистическое направление в исследовании личности (а.Маслоу, к.Роджерс).
- Понятие социального характера в работах э.Фромма.
- Исследования личности в отечественной психологии (б.Г.Ананьев, л.И.Божович, а.Н.Леонтьев, в.Н.Мясищев, с.Л.Рубинштейн, д.Н.Узнадзе).
- Психологические характеристики темперамента. Современные модели темперамента.
- Характер, его структура и методы изучения. Формирование характера.
- Акцентуации характера. Классификации типов акцентуаций характера (к. Леонгард, а.Е.Личко).
- Способности и задатки. Виды и уровни развития способностей. Методы диагностики способностей.
- Психология развития и возрастная психология
- Предмет, отрасли и задачи возрастной психологии. Методы исследования в возрастной психологии.
- Условия и движущие силы психического развития. Проблема соотношения обучения и психического развития (э.Торндайк, ж.Пиаже, к.Коффка, л.С.Выготский).
- Операциональная теория интеллектуального развития ж.Пиаже.
- Эпигенетическая теория психосоциального развития э.Эриксона.
- Теория психического развития л.С.Выготского, д.Б.Эльконина.
- Психическое развитие в раннем детстве (младенчество и собственно раннее детство).
- Психическое развитие в дошкольном возрасте. Психологическая готовность к школьному обучению.
- Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Самооценка и социальные мотивы младшего школьника.
- Потенциальная кризисность подросткового возраста. Личностное развитие в подростковом и раннем юношеском возрасте.
- Особенности психического развития в периоды зрелости (ш.Бюлер, э.Эриксон).
- Социальная психология
- Предмет и задачи социальной психологии. Специфика социально-психологических исследований.
- Атрибутивные процессы. Фундаментальная ошибка атрибуции.
- Социальные установки. Пути формирования убеждений.
- Взаимосвязь социального поведения и установок.
- Конформизм: классические эксперименты. Виды конформизма, факторы проявления.
- Агрессия: факторы возникновения и ослабления. Теории агрессии.
- Эмоциональные аспекты межличностных отношений: дружба, любовь, привязанность. Межличностная аттракция.
- Альтруизм: личностные и ситуационные влияния. Теории альтруизма.
- Предрассудки в социальных отношениях: предпосылки возникновения и последствия.
- Группа как объект социально-психологических исследований. Групповые процессы.
- Виды, функции, причины и динамика конфликта. Стратегии и методы разрешения конфликтов.
- Общение: структура, виды, функции, средства. Развитие коммуникативной компетентности субъекта деятельности.
- Педагогическая психология
- Предмет, задачи, методы педагогической психологии. Основные проблемы педагогической психологии.
- Психологическая структура деятельности субъектов образовательного процесса. Сравнительный анализ компонентов учения и обучения.
- Развитие мотивации учебной деятельности школьников и студентов.
- Основные дидактические принципы развивающего обучения л.В.Занкова.
- Теория развивающего обучения д.Б.Эльконина - в.В.Давыдова.
- Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я.Гальперина.
- Концепция проблемного обучения а.М.Матюшкина.
- Теория знаково-контекстного обучения а.А.Вербицкого.
- Развитие профессиональной деятельности педагога. Психологические требования к личности педагога.
- Формы и методы организации учебной деятельности. Активные методы обучения.
- Методика преподавания психологии
- Предмет, цели и задачи курса «Методика преподавания психологии».
- Виды лекций. Особенности проблемной лекции.
- Особенности организации семинарских и практических занятий в курсе психологии.
- Игровые и тренинговые формы организации обучения психологии.
- Организация самостоятельной работы студентов.
- Формы и методы контроля знаний в обучении психологии.
- Педагогические технологии контекстного обучения в преподавании психологии.
- Технические средства в обучении психологии. Проблемы компьютеризации обучения.