Методы исследования в психологической науке.
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.
Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения.
Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.
С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.
Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.
Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.
Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.
- Оглавление
- Общая психология
- Подходы к определению предмета психологии как науки.
- Методы исследования в психологической науке.
- Проблемы, задачи и направления развития современной психологии.
- Неосознаваемые психические процессы. Неосознаваемые побудители сознательных действий.
- Происхождение и развитие сознания человека. Культурно-историческая теория происхождения высших психических функций.
- Психологическая теория деятельности. Деятельностный подход в психологии.
- Ощущение: свойства, характеристики, функции, виды.
- Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Чувствительность, ее динамика и способы измерения.
- Восприятие: определение, свойства, функции, виды.
- Теории восприятия. Методы изучения восприятия.
- Внимание: понятие, виды, свойства. Развитие внимания.
- Методы изучения и методики диагностики внимания.
- Память как психический процесс. Теории памяти.
- Память: виды, типы, формы, функции. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.
- Процессы памяти. Методы изучения памяти.
- Мышление как психический процесс: виды, формы, операции.
- Мышление и речь. Развитие мышления.
- Теории мышления. Экспериментальные исследования мышления.
- Интеллект: определение и модели. Методы диагностики интеллекта.
- Воображение: определение, виды, механизмы. Индивидуальные особенности и развитие воображения.
- Воображение и творчество. Методы изучения креативности личности.
- Эмоции, чувства, психические состояния. Теории эмоций.
- Функциональные состояния организма и психики.
- Эмоциональный стресс. Регуляция эмоциональных состояний.
- Воля. Произвольная регуляция деятельности и поведения человека.
- Мотивационная сфера личности и ее развитие. Теории мотивации.
- Классификация мотивов и потребностей. Методы изучения мотивации.
- Методология экспериментального изучения личности.
- Психодинамическое направление в исследовании личности (з.Фрейд, к.Г.Юнг, а.Адлер).
- Диспозициональная теория личности (г.Оллпорт).
- Факторный подход к исследованию личности. Структурная теория черт личности (р.Кеттелл).
- Типологический подход к исследованию личности (г.Айзенк).
- Социально-когнитивное направление в исследовании личности (а.Бандура, Дж.Роттер).
- Гуманистическое направление в исследовании личности (а.Маслоу, к.Роджерс).
- Понятие социального характера в работах э.Фромма.
- Исследования личности в отечественной психологии (б.Г.Ананьев, л.И.Божович, а.Н.Леонтьев, в.Н.Мясищев, с.Л.Рубинштейн, д.Н.Узнадзе).
- Психологические характеристики темперамента. Современные модели темперамента.
- Характер, его структура и методы изучения. Формирование характера.
- Акцентуации характера. Классификации типов акцентуаций характера (к. Леонгард, а.Е.Личко).
- Способности и задатки. Виды и уровни развития способностей. Методы диагностики способностей.
- Психология развития и возрастная психология
- Предмет, отрасли и задачи возрастной психологии. Методы исследования в возрастной психологии.
- Условия и движущие силы психического развития. Проблема соотношения обучения и психического развития (э.Торндайк, ж.Пиаже, к.Коффка, л.С.Выготский).
- Операциональная теория интеллектуального развития ж.Пиаже.
- Эпигенетическая теория психосоциального развития э.Эриксона.
- Теория психического развития л.С.Выготского, д.Б.Эльконина.
- Психическое развитие в раннем детстве (младенчество и собственно раннее детство).
- Психическое развитие в дошкольном возрасте. Психологическая готовность к школьному обучению.
- Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Самооценка и социальные мотивы младшего школьника.
- Потенциальная кризисность подросткового возраста. Личностное развитие в подростковом и раннем юношеском возрасте.
- Особенности психического развития в периоды зрелости (ш.Бюлер, э.Эриксон).
- Социальная психология
- Предмет и задачи социальной психологии. Специфика социально-психологических исследований.
- Атрибутивные процессы. Фундаментальная ошибка атрибуции.
- Социальные установки. Пути формирования убеждений.
- Взаимосвязь социального поведения и установок.
- Конформизм: классические эксперименты. Виды конформизма, факторы проявления.
- Агрессия: факторы возникновения и ослабления. Теории агрессии.
- Эмоциональные аспекты межличностных отношений: дружба, любовь, привязанность. Межличностная аттракция.
- Альтруизм: личностные и ситуационные влияния. Теории альтруизма.
- Предрассудки в социальных отношениях: предпосылки возникновения и последствия.
- Группа как объект социально-психологических исследований. Групповые процессы.
- Виды, функции, причины и динамика конфликта. Стратегии и методы разрешения конфликтов.
- Общение: структура, виды, функции, средства. Развитие коммуникативной компетентности субъекта деятельности.
- Педагогическая психология
- Предмет, задачи, методы педагогической психологии. Основные проблемы педагогической психологии.
- Психологическая структура деятельности субъектов образовательного процесса. Сравнительный анализ компонентов учения и обучения.
- Развитие мотивации учебной деятельности школьников и студентов.
- Основные дидактические принципы развивающего обучения л.В.Занкова.
- Теория развивающего обучения д.Б.Эльконина - в.В.Давыдова.
- Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я.Гальперина.
- Концепция проблемного обучения а.М.Матюшкина.
- Теория знаково-контекстного обучения а.А.Вербицкого.
- Развитие профессиональной деятельности педагога. Психологические требования к личности педагога.
- Формы и методы организации учебной деятельности. Активные методы обучения.
- Методика преподавания психологии
- Предмет, цели и задачи курса «Методика преподавания психологии».
- Виды лекций. Особенности проблемной лекции.
- Особенности организации семинарских и практических занятий в курсе психологии.
- Игровые и тренинговые формы организации обучения психологии.
- Организация самостоятельной работы студентов.
- Формы и методы контроля знаний в обучении психологии.
- Педагогические технологии контекстного обучения в преподавании психологии.
- Технические средства в обучении психологии. Проблемы компьютеризации обучения.