Игровые и тренинговые формы организации обучения психологии.
Формулу освоения психологических практик в рамках игры можно сформулировать так: "всерьез, но как будто бы". Этой же формулой описывается феномен игры, который обнаруживает за собой знаково-символическую реальность условности (реальность "как будто"). Причем условность выступает в нескольких ипостасях. В учебной деятельности (в широком смысле слова) предполагается имитация профессиональной деятельности, а не собственно отработка профессиональных действий. Во-вторых, ни одна психологическая Практика, и стоящая за ней психологическая реальность не онтологизируется, не натурализируется.
Условность полагается и в действии раздвоения сознания: разведение "я -настоящего" и "я - игрового". Ключевым здесь становится фигура "я - играющий". И если в игровой терапии эта фигура приобретает форму - "я - играющий - себя", в имитационно-игровом обучении - "я –играющий - профессиональную деятельность", то в нашем проекте -- это "я– играющий - практику", но не "я – играющий – себя – в практике".
Суть имитационно-игрового обучения профессионалов, в самом общем виде, состоит в том, что обучающийся учится реальным профессиональным действиям в "нереальных", модельных условиях. Тот факт, что профессиональные действия реализуются (имитируются) в условных, воображаемых ситуациях позволяет квалифицировать данную стратегию обучения как игровую.
Игра позволяет смягчить идентификацию с одной практикой, или пройти по "границе" между конкретной практикой, как особым оформлением реальности повседневности, и последней как таковой; или между двумя осваиваемыми практиками.
Игра в рамках разрабатываемого проекта рассматривается с двух позиций: а) как игровая форма обучения практике, (в этом случае предполагается, что студент осваивает практику через игру, по аналогии с ребенком, осваивающим мир через игру). б) как реальность порождающая (или порождаемая) особый режим работы сознания, иными словами, инициирующая (инициируемая) игровое сознание.
Игровой метод обучения является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта как практического - по овладению средствами решения задач, так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Появление этого метода обучения связано с требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения студентов в процесс не только получения, но и непосредственного по методу "здесь и теперь" использования знаний. В ходе игры происходит ускоренное освоение предметной деятельности за счет передачи студентам активной позиции – от роли игрока до соавтора игры.
Игровой метод относится к числу многоцелевых, представляет преподавателю и студенту широкие возможности для творчества. Целеполагание данного метода состоит в: а) формировании мотивации на дальнейшее обучение; б) оценке уровня подготовленности студентов; в) оценке степени овладения материалом и переводе его из пассивного состояния - знания в активное - умение.
По ходу игры используются групповые обсуждения, фокусирующиеся как на предметной стороне решаемых проблем, так и на особенностях взаимодействия между участниками. Это позволяет, с одной стороны, контролировать процесс игры, а с другой – дает возможность участникам внести изменения в свою деятельность на основе рефлексии, перестроить свою работу в соответствии с выявляющимися промежуточными результатами. Существенной особенностью игры является то, что она многоактна, т.е. существует цепочка решений, которая не является непрерывной.
Метод игры позволяет во вступительном слове преподавателю довести до сведения участников тренинга сущность обыгрываемого события. Чтобы оживить подготовку, а тем более ход игры, мы вводим подготовительный этап с использованием "ролевых игр".
Во время лекции задача преподавателя заключается в том, чтобы передать учащимся энную сумму знаний, а учащиеся, в свою очередь, должны эти знания записать и впоследствии выучить. Известно, однако, что человек усваивает 10 % того, что слышит, 50 % того, что видит, 70 % того, что проговаривает, и 90 % того, что делает сам. Поэтому активность участников тренинговой группы носит особый характер. Задача тренера – вовлечь людей в специально разработанные действия – ролевые игры, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других людей. И в результате участники тренинга сами осознают, обнаруживают, открывают идеи, уже известные в психологии, а также свои личные ресурсы и возможности. В ходе тренинга создаются такие ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать свой способ поведения, понять, как на него реагируют другие члены группы, поэкспериментировать с новым способом поведения.
В последние годы резко возросла популярность психологических тренингов как активного социально-психологического обучения. Социально-психологический тренинг - это своеобразная форма обучения как новым умениям в сфере общения, так и различным формам коррекции уже существующих у обучаемых знаний, умений и навыков общения. Во время тренинга моделируются конкретные и значимые ситуации общения, проводится анализ реального поведения участников, что позволяет получить информацию о степени эффективности того или иного поведения для решения задач, способствует более глубокому пониманию себя, ситуаций взаимодействия, партнера по общению.
Эффективность тренинга определяется тем, что он позволяет обеспечить индивидуальную направленность подготовки студентов к конкретной практической деятельности. Это, в свою очередь, определяет место тренинга в процессе обучения студентов: он является необходимым, обязательным методом обучения наряду с лекциями и другими формами практических занятий.
Тренинг подразумевает использование активных групповых методов практической психологии для работы со здоровыми людьми с целью решения задач по развитию и совершенствованию качеств, необходимых для улучшения их социального бытия и профессиональной деятельности. Особенно четко эту позицию сформулировал С.И.Макшанов, который определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации.
Центральной категорией здесь выступает категория изменения. Тренинговое воздействие направляется на достижение позитивных изменений участников, повышение степени их "конгруэнтности" с собой и окружающей средой.
На сегодня чрезвычайно важно "теоретическое самоопределение" психологов. Для этого явно недостаточно только дидактических занятий. Самостоятельной практике обязательно должна предшествовать работа в группах личностного тренинга под руководством опытного специалиста, которая дает возможность участникам не только развивать и совершенствовать собственные способности воспринимать и понимать самого себя и других людей в контексте группового взаимодействия, но также на основании практического опыта участия в группе внести ясность в свои теоретические представления о природе человеческой личности, специфике личностных проблем и конфликтов и соответствующих способах психологического вмешательства".
- Оглавление
- Общая психология
- Подходы к определению предмета психологии как науки.
- Методы исследования в психологической науке.
- Проблемы, задачи и направления развития современной психологии.
- Неосознаваемые психические процессы. Неосознаваемые побудители сознательных действий.
- Происхождение и развитие сознания человека. Культурно-историческая теория происхождения высших психических функций.
- Психологическая теория деятельности. Деятельностный подход в психологии.
- Ощущение: свойства, характеристики, функции, виды.
- Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Чувствительность, ее динамика и способы измерения.
- Восприятие: определение, свойства, функции, виды.
- Теории восприятия. Методы изучения восприятия.
- Внимание: понятие, виды, свойства. Развитие внимания.
- Методы изучения и методики диагностики внимания.
- Память как психический процесс. Теории памяти.
- Память: виды, типы, формы, функции. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.
- Процессы памяти. Методы изучения памяти.
- Мышление как психический процесс: виды, формы, операции.
- Мышление и речь. Развитие мышления.
- Теории мышления. Экспериментальные исследования мышления.
- Интеллект: определение и модели. Методы диагностики интеллекта.
- Воображение: определение, виды, механизмы. Индивидуальные особенности и развитие воображения.
- Воображение и творчество. Методы изучения креативности личности.
- Эмоции, чувства, психические состояния. Теории эмоций.
- Функциональные состояния организма и психики.
- Эмоциональный стресс. Регуляция эмоциональных состояний.
- Воля. Произвольная регуляция деятельности и поведения человека.
- Мотивационная сфера личности и ее развитие. Теории мотивации.
- Классификация мотивов и потребностей. Методы изучения мотивации.
- Методология экспериментального изучения личности.
- Психодинамическое направление в исследовании личности (з.Фрейд, к.Г.Юнг, а.Адлер).
- Диспозициональная теория личности (г.Оллпорт).
- Факторный подход к исследованию личности. Структурная теория черт личности (р.Кеттелл).
- Типологический подход к исследованию личности (г.Айзенк).
- Социально-когнитивное направление в исследовании личности (а.Бандура, Дж.Роттер).
- Гуманистическое направление в исследовании личности (а.Маслоу, к.Роджерс).
- Понятие социального характера в работах э.Фромма.
- Исследования личности в отечественной психологии (б.Г.Ананьев, л.И.Божович, а.Н.Леонтьев, в.Н.Мясищев, с.Л.Рубинштейн, д.Н.Узнадзе).
- Психологические характеристики темперамента. Современные модели темперамента.
- Характер, его структура и методы изучения. Формирование характера.
- Акцентуации характера. Классификации типов акцентуаций характера (к. Леонгард, а.Е.Личко).
- Способности и задатки. Виды и уровни развития способностей. Методы диагностики способностей.
- Психология развития и возрастная психология
- Предмет, отрасли и задачи возрастной психологии. Методы исследования в возрастной психологии.
- Условия и движущие силы психического развития. Проблема соотношения обучения и психического развития (э.Торндайк, ж.Пиаже, к.Коффка, л.С.Выготский).
- Операциональная теория интеллектуального развития ж.Пиаже.
- Эпигенетическая теория психосоциального развития э.Эриксона.
- Теория психического развития л.С.Выготского, д.Б.Эльконина.
- Психическое развитие в раннем детстве (младенчество и собственно раннее детство).
- Психическое развитие в дошкольном возрасте. Психологическая готовность к школьному обучению.
- Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Самооценка и социальные мотивы младшего школьника.
- Потенциальная кризисность подросткового возраста. Личностное развитие в подростковом и раннем юношеском возрасте.
- Особенности психического развития в периоды зрелости (ш.Бюлер, э.Эриксон).
- Социальная психология
- Предмет и задачи социальной психологии. Специфика социально-психологических исследований.
- Атрибутивные процессы. Фундаментальная ошибка атрибуции.
- Социальные установки. Пути формирования убеждений.
- Взаимосвязь социального поведения и установок.
- Конформизм: классические эксперименты. Виды конформизма, факторы проявления.
- Агрессия: факторы возникновения и ослабления. Теории агрессии.
- Эмоциональные аспекты межличностных отношений: дружба, любовь, привязанность. Межличностная аттракция.
- Альтруизм: личностные и ситуационные влияния. Теории альтруизма.
- Предрассудки в социальных отношениях: предпосылки возникновения и последствия.
- Группа как объект социально-психологических исследований. Групповые процессы.
- Виды, функции, причины и динамика конфликта. Стратегии и методы разрешения конфликтов.
- Общение: структура, виды, функции, средства. Развитие коммуникативной компетентности субъекта деятельности.
- Педагогическая психология
- Предмет, задачи, методы педагогической психологии. Основные проблемы педагогической психологии.
- Психологическая структура деятельности субъектов образовательного процесса. Сравнительный анализ компонентов учения и обучения.
- Развитие мотивации учебной деятельности школьников и студентов.
- Основные дидактические принципы развивающего обучения л.В.Занкова.
- Теория развивающего обучения д.Б.Эльконина - в.В.Давыдова.
- Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я.Гальперина.
- Концепция проблемного обучения а.М.Матюшкина.
- Теория знаково-контекстного обучения а.А.Вербицкого.
- Развитие профессиональной деятельности педагога. Психологические требования к личности педагога.
- Формы и методы организации учебной деятельности. Активные методы обучения.
- Методика преподавания психологии
- Предмет, цели и задачи курса «Методика преподавания психологии».
- Виды лекций. Особенности проблемной лекции.
- Особенности организации семинарских и практических занятий в курсе психологии.
- Игровые и тренинговые формы организации обучения психологии.
- Организация самостоятельной работы студентов.
- Формы и методы контроля знаний в обучении психологии.
- Педагогические технологии контекстного обучения в преподавании психологии.
- Технические средства в обучении психологии. Проблемы компьютеризации обучения.