Развитие профессиональной деятельности педагога. Психологические требования к личности педагога.
Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.
В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.
Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.
Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.
Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.
В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.
Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.
Б.Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:
знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;
научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;
педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;
высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.
Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
непродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;
малопродуктивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
среднепродуктивный; педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса;
продуктивный; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету и в целом;
высокопродуктивный; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося; его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.
Главным моментом работы педагога является коммуникация и понимание состояния ученика. Понимание предполагает систематическое становление на внутреннюю точку зрения ученика, понимание изнутри другого человека, т.е. работа с сознанием. С другой стороны, педагог должен также организовывать и понимание себя, донести до ученика что-то важное с его точки зрения, но понимание не передается прямо, его можно добиться только на осознавании своего личного опыта (или организации такого опыта, если его не было). Педагогический акт (действие), таким образом, является коммуникативным, диагностическим актом.
От личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося. В мировой и российской педагогике разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки, предъявляются новые требования к облику «модели» педагогов, к тому минимуму знаний, которым должен владеть практически каждый специалист.
Ведущими задачами педагога нового типа являются:
создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника;
учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся;
коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ребенка: помощь ему в осознании основных социальных ценностей.
Информационно-познавательная деятельность в образовательной среде оказывается возможной при условии развития у учителя соответствующих интегральных когнитивных образований, проявляющихся в способности к понятийному-методологическому осмыслению: чем выше уровень сформированности понятийных структур, тем большее влияние понятийное мышление оказывает на устройство и функционирование индивидуального интеллекта учителя, тем продуктивнее результаты информационно-познавательной деятельности. Механизмы любой психической деятельности, в том числе и понятийной, умственной, складываются в процессе самой деятельности.
К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна. Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие.
- Оглавление
- Общая психология
- Подходы к определению предмета психологии как науки.
- Методы исследования в психологической науке.
- Проблемы, задачи и направления развития современной психологии.
- Неосознаваемые психические процессы. Неосознаваемые побудители сознательных действий.
- Происхождение и развитие сознания человека. Культурно-историческая теория происхождения высших психических функций.
- Психологическая теория деятельности. Деятельностный подход в психологии.
- Ощущение: свойства, характеристики, функции, виды.
- Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Чувствительность, ее динамика и способы измерения.
- Восприятие: определение, свойства, функции, виды.
- Теории восприятия. Методы изучения восприятия.
- Внимание: понятие, виды, свойства. Развитие внимания.
- Методы изучения и методики диагностики внимания.
- Память как психический процесс. Теории памяти.
- Память: виды, типы, формы, функции. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.
- Процессы памяти. Методы изучения памяти.
- Мышление как психический процесс: виды, формы, операции.
- Мышление и речь. Развитие мышления.
- Теории мышления. Экспериментальные исследования мышления.
- Интеллект: определение и модели. Методы диагностики интеллекта.
- Воображение: определение, виды, механизмы. Индивидуальные особенности и развитие воображения.
- Воображение и творчество. Методы изучения креативности личности.
- Эмоции, чувства, психические состояния. Теории эмоций.
- Функциональные состояния организма и психики.
- Эмоциональный стресс. Регуляция эмоциональных состояний.
- Воля. Произвольная регуляция деятельности и поведения человека.
- Мотивационная сфера личности и ее развитие. Теории мотивации.
- Классификация мотивов и потребностей. Методы изучения мотивации.
- Методология экспериментального изучения личности.
- Психодинамическое направление в исследовании личности (з.Фрейд, к.Г.Юнг, а.Адлер).
- Диспозициональная теория личности (г.Оллпорт).
- Факторный подход к исследованию личности. Структурная теория черт личности (р.Кеттелл).
- Типологический подход к исследованию личности (г.Айзенк).
- Социально-когнитивное направление в исследовании личности (а.Бандура, Дж.Роттер).
- Гуманистическое направление в исследовании личности (а.Маслоу, к.Роджерс).
- Понятие социального характера в работах э.Фромма.
- Исследования личности в отечественной психологии (б.Г.Ананьев, л.И.Божович, а.Н.Леонтьев, в.Н.Мясищев, с.Л.Рубинштейн, д.Н.Узнадзе).
- Психологические характеристики темперамента. Современные модели темперамента.
- Характер, его структура и методы изучения. Формирование характера.
- Акцентуации характера. Классификации типов акцентуаций характера (к. Леонгард, а.Е.Личко).
- Способности и задатки. Виды и уровни развития способностей. Методы диагностики способностей.
- Психология развития и возрастная психология
- Предмет, отрасли и задачи возрастной психологии. Методы исследования в возрастной психологии.
- Условия и движущие силы психического развития. Проблема соотношения обучения и психического развития (э.Торндайк, ж.Пиаже, к.Коффка, л.С.Выготский).
- Операциональная теория интеллектуального развития ж.Пиаже.
- Эпигенетическая теория психосоциального развития э.Эриксона.
- Теория психического развития л.С.Выготского, д.Б.Эльконина.
- Психическое развитие в раннем детстве (младенчество и собственно раннее детство).
- Психическое развитие в дошкольном возрасте. Психологическая готовность к школьному обучению.
- Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Самооценка и социальные мотивы младшего школьника.
- Потенциальная кризисность подросткового возраста. Личностное развитие в подростковом и раннем юношеском возрасте.
- Особенности психического развития в периоды зрелости (ш.Бюлер, э.Эриксон).
- Социальная психология
- Предмет и задачи социальной психологии. Специфика социально-психологических исследований.
- Атрибутивные процессы. Фундаментальная ошибка атрибуции.
- Социальные установки. Пути формирования убеждений.
- Взаимосвязь социального поведения и установок.
- Конформизм: классические эксперименты. Виды конформизма, факторы проявления.
- Агрессия: факторы возникновения и ослабления. Теории агрессии.
- Эмоциональные аспекты межличностных отношений: дружба, любовь, привязанность. Межличностная аттракция.
- Альтруизм: личностные и ситуационные влияния. Теории альтруизма.
- Предрассудки в социальных отношениях: предпосылки возникновения и последствия.
- Группа как объект социально-психологических исследований. Групповые процессы.
- Виды, функции, причины и динамика конфликта. Стратегии и методы разрешения конфликтов.
- Общение: структура, виды, функции, средства. Развитие коммуникативной компетентности субъекта деятельности.
- Педагогическая психология
- Предмет, задачи, методы педагогической психологии. Основные проблемы педагогической психологии.
- Психологическая структура деятельности субъектов образовательного процесса. Сравнительный анализ компонентов учения и обучения.
- Развитие мотивации учебной деятельности школьников и студентов.
- Основные дидактические принципы развивающего обучения л.В.Занкова.
- Теория развивающего обучения д.Б.Эльконина - в.В.Давыдова.
- Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я.Гальперина.
- Концепция проблемного обучения а.М.Матюшкина.
- Теория знаково-контекстного обучения а.А.Вербицкого.
- Развитие профессиональной деятельности педагога. Психологические требования к личности педагога.
- Формы и методы организации учебной деятельности. Активные методы обучения.
- Методика преподавания психологии
- Предмет, цели и задачи курса «Методика преподавания психологии».
- Виды лекций. Особенности проблемной лекции.
- Особенности организации семинарских и практических занятий в курсе психологии.
- Игровые и тренинговые формы организации обучения психологии.
- Организация самостоятельной работы студентов.
- Формы и методы контроля знаний в обучении психологии.
- Педагогические технологии контекстного обучения в преподавании психологии.
- Технические средства в обучении психологии. Проблемы компьютеризации обучения.