Графическая методика Кактус
Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Обработка данных.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
пространственное положение
размер рисунка
характеристики линий
сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :
Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
Адаптированная для экспресс - диагностики агрессивности
- Тема 1 понятие агрессия, агрессивность, агрессивное поведение в психологической теории и практике. Типология агрессивности
- Основные подходы к определению понятия «агрессия» в работах отечественных и зарубежных ученых
- Типология агрессии
- Тема 2 генезис человеческой агрессивности
- Теории происхождения человеческой агрессивности
- Тема 3 причины, особенности, варианты проявления агрессивности в младшем школьном возрасте
- Варианты проявления агрессии в младшем школьном возрасте
- Тема 4 концепция сопровождения в психолого-педагогической теории и практике
- Сравнительная характеристика технологий работы педагога-психолога
- Основные виды (направления) деятельности по осуществлению психолого-педагогического сопровождения агрессивных младших школьников.
- Тема 5 сущность системного подхода и возможности его применения к работе с агрессивными детьми в начальной школе
- Развития системного подхода
- Системная семейная расстановка по методу Берта Хеллингера.
- Тема 6 методы исследования агрессивности. Диагностика агрессивности младших школьников
- Методы диагностики агрессивности детей в начальной школе
- Психодиагностические методики для работы с агрессивными младшими школьниками
- Тема 7 Современные подходы к профилактике и коррекции агрессивного поведения. Коррекция агрессивного поведения младших школьников
- Работа с агрессивным ребенком
- Коррекция агрессивности младших школьников
- Тема 8 работа с ближайшим окружением агрессивного младшего школьника
- Типы неправильного воспитания и возможные последствия
- Словарь терминов
- Словарь персоналий
- Требования к уровню освоения программы дисциплины «Психологические основы работы с агрессивными младшими школьниками»
- Содержание
- Психодиагностические методики для работы с агрессивными младшими школьниками Тест руки (Hand test)
- Агрессивность (Модификация теста Розенцвейга)
- Графическая методика Кактус
- Методика «Крокодилы»
- Несуществующее животное
- Примерная схема наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка
- Анкета для педагога (авторы г.П. Лаврентьева, т.М.Титаренко)
- Часть 2