logo
том 2

Варианты проявления агрессии в младшем школьном возрасте

Пример проявления агрессии

Тип

(типология выбирается самостоятельно студентом)

Возможные причины

Направления, варианты работы с ребенком

3. Познакомьтесь с ситуациями приведенными ниже. Дайте комментарий психолога (причины, специфика, оказание помощи, возможные варианты развития событий и т. д.)

Пример Ваня Б. (10 лет) ученик 4-го класса. Растет в полной благополучной интеллигентной семье. Родители спокойные и уравновешенные люди, имеют высшее образование. Ваня постоянно демонстрирует агрессивное поведение. Очень скор на комментарии язвительного характера в адрес одноклассников непосредственно на уроке. Что до перемен, то тут в ход идут пинки, толчки, щипки. Жертвами становятся не только мальчики, но и девочки. Причем совершаются эти деяния Ваней без всяких причин, как-то походя. Создается впечатление, что ребенок выплескивает излишнюю энергию. В рисуночном тесте «Моя семья» изобразил полную идиллию — мама, папа, Ваня, но в разгар рисования подал голос Алеша (мальчик, которого Ваня просто не выносит). Незамедлительно последовала реакция — на рисунке рядом с домочадцами, мирно сидящими на диване, появилось изображение Алеши и надпись: «Я выдергиваю ноги, уши и голову у Алеши Ф.»

Комментарий психолога. В описываемом случае мама Вани достаточно терпимо относится к агрессивным проявлениям сына. Ребенок поздний и единственный в семье, его балуют. На жалобы учителя, психолога мама обычно говорит: «Ну, это ж Ваня! Его хлебом не корми — дай подраться». Даже какая-то гордость слышится в ее голосе. По натуре Ваня холерик просто классический -вспыльчивый, неуравновешенный, абсолютно не умеющий сдерживать свои порывы. «Слепая» любовь, пассивное наблюдение со стороны мамы делают свое дело. Раз нет осуждения, значит, все хорошо - так думает ребенок. Мы имеем дело с подкреплением нежелательного поведения. С большой вероятностью мальчик превратится в «агрессора», который не будет считаться с чужим мнением и предпочтет решать проблемы силовыми методами. Необходима работа психолога с мамой и самим ребенком.

Ситуация 1

Максим Г. (8 лет) учится во втором классе. Даже на уроках ведет себя крайне агрессивно: умудряется стукнуть любого, кто его затронет. Что уже говорить о переменах! Здесь просто опасно оставлять его без присмотра взрослых наедине с одноклассниками. Мальчик кричит, кидается на товарищей с кулаками. Лицо Максима никогда не выражает улыбки, всегда какое-то злобное и сердитое.

Комментарий психолога__________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 2

«Не буду! Не бууудуууу!» — пронзительный детский крик перекрывал музыку, играющую в холле торгового центра. Сплошной поток посетителей обтекал маленький островок у эскалатора: кудрявый белокурый мальчик семи лет лежал на полу, колотя руками и ногами по гранитному полу и истошно вопил. Рядом суетилась взъерошенная мама; она безуспешно пыталась поднять мальчишку и оглядывалась вокруг со смущенным и извиняющимся выражением на лице. Люди проходили мимо, некоторые задерживались, чтобы посмотреть - кто-то сочувственно, кто-то осуждающе. «Совершенно не умеют воспитывать детей, ремень по нему плачет!», — презрительно бросил грузный мужчина. «Бедный малыш, ну зачем она его заставляет, раз он не хочет что-то делать!», - сочувственно покачала головой худенькая шатенка. «Господи, ну когда закончится этот ад, — бормотала то краснеющая то бледнеющая мама мальчика. - Еще одна истерика - и я отправлюсь прямиком в дурдом!»

Комментарий психолога__________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 3

Оля Ч., 10 лет. Когда бы ни оказался в перемену около этой девочки, понимаешь сверхзадачу - остановить «бойню». Оля дерется регулярно не только с мальчиками своего класса, но и с шестиклассниками, и даже с семиклассниками. Ее в буквальном смысле нужно оттаскивать от оппонентов, при этом она вся трясется и дрожит от гнева, а из глаз ручьем льются злые слезы. Ей ничего не стоит расцарапать лицо мальчишке, порвать на нем одежду. Остается удивляться, откуда столько сил в этой маленькой изящной девочке.

Комментарий психолога__________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 4

Подготовительную группу детского сада (девочкам уже исполнилось 7 лет, через 4 месяца в школу) посещали две подружки — две Алены: Алена С. и Алена Е. Они были неразлучны еще с ясельной группы, но, тем не менее, без конца ругались и даже дрались. Однажды, когда психолог зашел в группу, он увидел, что Алена С., не слушая пытавшегося утихомирить ее воспитателя, швыряет все, что подвернется ей под руку, и кричит, что всех ненавидит. Приход психолога оказался как нельзя более кстати. Алена С., которая очень любила заходить в психологический кабинет, «дала себя увести». В кабинете психолога ей предоставили возможность самой выбрать себе занятие. Сначала она взяла огромный надувной молоток и изо всех сил стала бить им по стенам и по полу, потом вытащила из коробки с игрушками две погремушки и с восторгом стала греметь ими. На вопросы психолога о том, что же произошло и на кого она рассердилась, Алена не отвечала, но на предложение порисовать вместе с удовольствием согласилась. Психолог нарисовал большой дом, и девочка воскликнула: «Я знаю, это наш детский сад!»

Дальнейшая помощь взрослого не понадобилась: Алена стала рисовать и пояснять свои рисунки. Сначала появилась песочница, в которой расположились маленькие фигурки — дети группы. Рядом возникли клумба с цветами, домик, беседка. Девочка рисовала все новые и новые мелкие детали, как будто оттягивала тот момент, когда надо будет нарисовать что-то важное для нее. Через какое-то время она нарисовала качели и сказала: «Все. Больше рисовать не хочу». Однако, послонявшись по кабинету, она снова подошла к листу и подрисовала на качелях маленькую-премаленькую девочку. На вопрос психолога, кто же это, Алена сначала ответила, что не знает сама, но потом добавила, подумав: «Это Алена Е. Пусть покатается. Я ей разрешаю». Затем она долго раскрашивала платье своей соперницы, нарисовала ей сначала бант в волосах, а потом даже корону на голове, объясняя при этом, какая Алена Е. хорошая и добрая. Но потом художница внезапно остановилась и ахнула: «Ах!!! Алена упала с качелей! Что же теперь будет? Платье-то как испачкала! (Платье закрашивается черным карандашом с таким нажимом, что даже бумага не выдерживает, рвется.) Мама и папа будут ее ругать сегодня, а может быть, даже побьют ремнем и поставят в угол. Корона свалилась, укатилась в кусты (нарисованную золотую корону постигает та же участь, что и платье). Фу, лицо грязное, нос разбит (красным карандашом закрашивается все лицо), волосы растрепались (вместо аккуратной косички с бантиком на рисунке появляется ореол из черных каракулей). Вот дурила, кто же с ней, с такой, играть теперь будет? Так ей и надо! Нечего командовать! Раскомандовалась тут! Подумаешь, воображала! Я тоже умею командовать. Пусть вот теперь идет мыться, а мы не такие грязные, как она, мы играть будем все вместе, без нее». Алена, вполне удовлетворенная, рисует рядом с поверженным врагом группу детей, окруживших качели, на которых сидит она, Алена С. Затем вдруг пририсовывает рядом еще одну фигурку. «Это Алена Е. Она уже вымылась, — объясняет она и спрашивает: — Можно я уже пойду в группу?» Вернувшись в игровую, Алена С. как ни в чем не бывало присоединяется к играющим ребятам.

Комментарий психолога__________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 5

Двухлетний малыш ударился о ножку стула и громко плачет. По тревожному сигналу «летит» любящая бабушка. «Что, мое солнышко, кто тебя обидел?» Ребенок указывает на стул и плачет еще громче. «Ах, этот стул негодный, мы ему сейчас покажем, как маленьких обижать», — приговаривает бабушка и отчаянно лупит по стулу. Внучок незамедлительно повторяет ее действия и молотит по ни в чем не повинному стулу. Вот и слезы высохли, все хорошо!!?

Комментарий психолога__________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Посмотрите фильм «Виртуальная агрессия» (диск), выполните следующие задания

1) Что такое «виртуальная агрессия»________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Выразите свое отношение к просмотренному_____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Согласны ли вы с тем, что многие родители сами неосознанно «подсаживают» своих детей на компьютер и тем самым «делают» их агрессивными________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Современные условия жизни таковы, что неумение пользоваться компьютером трактуется как признак «отсталости». Как вы считаете, где грань между «прогрессом» и «зависимостью». Как родителям самим не навредить своим детям_____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Должны ли, родители вести «отбор, цензуру » игр и телепередач для своих детей. Как, на ваш, взгляд, должны поступить грамотные родители, если ребенок «все-таки насмотрелся»__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Сформулируйте основную идею фильма, согласны ли вы с ней_____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Посмотрите сюжет «Детская агрессия» (диск), выполните следующие задания

1) Сформулируйте основную идею сюжета________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Как вы относитесь к наказаниям. Стоит ли наказывать ребенка, если да, то за что. Приведите пример конструктивного наказания _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Как вы считаете, должны ли родители «заставлять» своих детей делать то, что им не хочется, не нравится. Ребенок демонстративно отказывается убирать свои игрушки, случай не единичный. Предложите конструктивную модель поведения родителей, которая не станет причиной агрессии в поведении ребенка__________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) В сюжете рассматривается ревность как одна из возможных причина агрессии в поведении ребенка. Как родителям избежать конфликта между старшим и младшим, как грамотно подготовить ребенка к появлению в семье братика или сестрички_____________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Ребенок растет «жадиной» - никогда и некому не дает свои игрушки, но может просить у других, «болезненно» реагируя на отказ. При этом, маме очень некомфортно перед остальными мамами, она пытается постоянно оправдать поведение своего ребенка или стыдить своего малыша, призывать к «доброте». Дайте рекомендацию психолога в этой достаточно распространенной ситуации___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) У детей-первоклассников конфликт - ничего особенного, дети вполне могут решить его самостоятельно, но вмешались родители одного из детей, затеяли «разбирательства» Правы ли родители, нужно ли вмешиваться или все свои «проблемы» ребенок должен пытаться решать сам______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сделайте небольшую памятку – рекомендацию для учителей или родителей (на выбор) «Учителю или родителям о детской агрессивности

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________