46. Теории детской игры.
Теория «избытка сил» Г. Спенсера
Отождествление природы игры животных и человека. Игра возникает только на определённой ступени эволюции у высокоорганизованных животных, достигших высокого уровня приспособления. Игра – искусственное упражнение сил, способ расхода избыточной энергии.
Г.В. Плеханов. Подчёркивается социальный характер игры. Игра – подготовка к будущей трудовой деятельности.
Теория упражнения К. Грооса
«Детство нам дано для того, чтобы играть». Цель игры – приобретение новых полезных приспособлений.
Генезис игры:
недостаточность врождённых реакций для адаптации
удовлетворение потребностей молодого животного за счёт родительского ухода
Игра – упражнение созревающих способностей.
Биологизаторский подход. Наблюдения за игрой животных.
Теория В. Штерна (двухфакторный подход)
Игра – упражнение способностей.
Генезис: непосредственность определяет необходимость игры.
Преждевременное созревание способностей ребёнка и невозможность их удовлетворения в действительности.
«Инстинкт игры».
Созревание фантазии, воображения.
Карл Бюлер
Теория функционального удовольствия. Удовольствие от чувства слаженности и внутреннего совершенствования. Функциональное удовольствие возникает в игре, тем самым закрепляются полезные приобретения.
Ф. Бойтендайк
«Мы играем, потому что мы дети»
Основные особенности игры связывал с характерными чертами поведения, свойственными растущему организму:
ненаправленностью движений;
импульсивностью;
наличием аффективных связей с окружающими;
робостью, боязливостью и застенчивостью.
Игра возникает на определенной ступени эвол развития в связи с усложнением образа жизни жив. Игра - способ выражения мотивов и влечений в усл детства. Игра с предметами, хоровд, качели.
Психоанализ об игре
Игра – удовлетворение влечений в символической форме, особая форма защитного поведения.
Игротерапия как особая практика.
Механизмы терапевтического воздействия игры: катарсис, инсайт, тестирование реальности, сублимация.
Игра в операциональной концепции Ж. Пиаже
Игра – ассимилятивная деятельность.
Символизм детской игры – переход от символизма к знаку.
Игра – обеспечивает переход от сенсо-моторного к репрезентативному интеллекту, подготавливая формирование операционального интеллекта.
Теория игры Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина
Качественное своеобразие игры человека по сравнению с игрой животных. СРИ социальна по происхождению, содержанию и структуре.
Игра социальна по происхождению в социогенезе и в онтогенезе.
В социогенезе игра возникает в связи с «отчуждением» ребёнка от мира взрослых (изменение места в системе социальных отношений). Игра выполняет функцию ориентировки ребёнка в системе задач, ролей и правил взрослого общества.
Сюжет игры – моделируемая в игре сфера действительности. Сюжеты: бытовые, производственные, социально-политические.
Содержание игры – моделирование социальных и межличностных отношений.
«То, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослым в их трудовой и общественной жизни» (Д.Б. Эльконин).
Мотивация И. лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Основной единицей И. является роль. Кроме роли в структуру И. включаются игровое действие (действие по выполнению роли), игровое употребление предметов (замещение), отношения между детьми. В И. также выделяются сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает та сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в И. Содержанием же являются воспроизводимые ребенком в И. отношения между взрослыми.
И. обычно носит групповой характер. Группа играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой ребенком роли. В И. выделяются реальные отношения детей (между участниками И.) и игровые (отношения в соответствии с принятыми ролями).
И. проходит различные этапы. По Д. Б. Эльконину, сначала появляется предметная И., когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит И. сюжетно-ролевая, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется И. с правилами — осуществляется переход от И. с открытой ролью и скрытым правилом к И. с открытым правилом и скрытой ролью. Н. Я. Михайленко выделяет три постепенно усложняющихся способа И.:
развертывание и обозначение условных предметных действий в И.;
ролевое поведение — обозначение и реализация условной игровой позиции;
сюжетосложение — развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование.
- 35. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.
- 46. Теории детской игры.
- 47. Значение игры для психического развития ребенка.
- 48. Психологические особенности дошкольника: особенности умственного развития и развития личности.
- 49. Кризис 6-7 лет, его симптомы и психологический смысл.
- 50. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению.
- 51. Учебная деятельность, ее структура, закономерности становления и развития.
- 52. Роль учебной деятельности в психическом развитии в младшем школьном возрасте.
- 53. Психологические особенности младшего школьника.