6. Стратегия и методы исследования в психологии развития.
Стратегия констатирующего эксперимента.
А.Бине создал метод, стандартизованных для каждого возраста. Немного позже Л. Термен предложил формулу для измерения коэффициента интеллекта. С помощью тестов в детской психологии проведено очень много исследований, но они постоянно подвергаются критике за то, что в них всегда представлен усредненный ребенок как абстрактный носитель психологических свойств, характерных для большей части популяции соответствующего возраста, выявленных с помощью метода «поперечных срезов». Суровая критика тестового подхода к диагностике психического развития содержится в работах Л.С. Выготского. Заметив недостатки метода срезов для изучения процесса развития, исследователи дополнили его методом лонгитюдного (продольного) изучения одних и тех же детей на протяжении длительного времени. Лонгитюдный метод позволил обнаружить на кривой развития переломные точки, в которых происходят резкие качественные сдвиги. Данный метод также не дает возможности проникнуть за феномены, понять механизмы психических явлений.
Стратегия формирующего эксперимента.
Основателем данной стратегии был Л.С. Выготский. Он применил свою теорию об опосредованном строении высших психических функций для формирования собственной способности запоминания. Этот метод был назван Выготским экспериментально- генетическим, позволяющим выявить качественные особенности развития высших психических функций, их опосредованный характер.
Стратегия наблюдения описана в 7-м ответе! Тоже относится к 6-0му вопросу.
- 1. Предмет психологии развития и возрастной психологии.
- 2. Основные задачи психология развития и возрастной психологии.
- 3. Категория «возраст» в психологии развития и возрастной психологии.
- 4. Связь возрастной психологии и психологии развития с другими областями психологии.
- 5. Категория «развитие» в психологии. Понятие онтогенез и филогенез.
- 6. Стратегия и методы исследования в психологии развития.
- 7. Стратегия наблюдения.
- 8. Проблема периодизации в отечественной и зарубежной психологии.
- 10.( Теория рекапитуляции)
- 11.( Теория префоризма к.Бюлера о трех ступенях детского развития)
- 12.( Теория социального научения в психологии развития)
- 14.(Основные понятия и стадии психосоциального развития и концепции э.Эриксона)
- 15. ( Принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка ж.Пиаже)
- 16.( Вклад л.С.Выготского в психологию развития)
- № 17 Роль среды и наследственности в психическом развитии ребенка (различные теоретические позиции).
- 21.Чувство взрослости и его виды
- Авторитет родителей
- №22 Психосексуальные стадии развития з.Фрейд
- 23 А.Фрейд и линии развития ребенка
- 24.Кляйн теория объектных отношений и позиции развития ребенка
- 25.Феноменология привязанности (Дж.Боулби) в развитии ребенка
- Тест Дж. Боулби в комнате с игрушками.
- 4 Типа привязанности согласно теории Боулби.
- Безопасные маленькие исследователи.
- Дети, которые избегают близости.
- Робкий и опасаетсся незнакомцев.
- Без готового ответ на стрессовые ситуации.
- Влияние отношений привязанности на последующую жизнь.
- 26.Д.Б. Эльконин: концепции и стадии развития
- Периодизация психического развития д.Б. Эльконина
- Сравнение периодизаций психического развития.
- 27.Развитие психики ребенка в перинатальном периоде
- 28.Психическое развитие и формирование личности в период новорожденности и младенчества
- 29. Психическое развитие и формирование личности в раннем детстве (1 год- 3 года)
- 30. Психическое развитие и формирование личности дошкольного возраста(3 года- 6,5 лет)
- 31. Психическое развитие и формирование личности в 6-7 лет и психологическая готовность к школе