50. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Виды готовности ребёнка к школе (школьной зрелости):
Морфофизиологическая готовность.
Предметная готовность (знания, умения, навыки в определённой предметной области).
Психологическая готовность.
Структура психологической готовности ребёнка к школе:
личностная готовность
умственная зрелость
произвольная регуляция поведения и деятельности
Каждый четвёртый (20-30%) первоклассников нуждается в коррекции психологической готовности к школе.
Личностная готовность
мотивационная готовность
социальные мотивы (потребности в социально значимом статусе, в социальном признании, мотивы социального долга)
учебные мотивы
познавательные мотивы
сформированность внутренней позиции школьника (Божович)
(мотивация, представление о новой социальной роли, система представлений о социальных отношениях в школе, готовность реализовать виды сотрудничества и ролевую модель школьника)
коммуникативная готовность
(готовность к произвольно-контекстному общению – Кравцова Е.Е.)
сформированность Я-концепции и самооценки
эмоциональная готовность (эмоциональное предвосхищение, сформированность нравственных и познавательных чувств)
Умственная зрелость
Интеллектуальная готовность
Особая познавательная позиция – децентрация, переход к понятийному интеллекту, понимание причинности, способность действовать в умственном плане, рассуждение.
Речевая готовность
Развитие номинативной, обобщающей, планирующей, регулирующей функции речи, форм речи, формирование теоретической позиции в отношении речи (Лурия, Карпова).
Развитие восприятия, памяти, тонкой моторики, пространственной ориентировки
Г.А. Цукерман – тест на речевую готовность к школе. Ребёнка спрашивают, какое слово длиннее, «карандаш» или «карандашик». Выясняется, на что ориентируется ребёнок.
Эксперименты Карповой. Произносят «Света и Вася пошли в лес» и просят повторить. Спрашивают, сколько слов в предложении. При неразвитой позиции ребёнок выделяет только предметные слова, обычно «Света» и «Вася».
Психологическая готовность социального окружения
Готовность родителей и учителей к перестройке отношений и форм сотрудничества с ребенком.
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении на основе диагностики готовности ребёнка к школе.
Создание необходимого ресурсного обеспечения.
- 35. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.
- 46. Теории детской игры.
- 47. Значение игры для психического развития ребенка.
- 48. Психологические особенности дошкольника: особенности умственного развития и развития личности.
- 49. Кризис 6-7 лет, его симптомы и психологический смысл.
- 50. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению.
- 51. Учебная деятельность, ее структура, закономерности становления и развития.
- 52. Роль учебной деятельности в психическом развитии в младшем школьном возрасте.
- 53. Психологические особенности младшего школьника.