Психологическая диагностика
Первый этап психологического сопровождения учеников при переходе из начальной школы в среднее звено начинается в мае – июне четвертого класса. В подготовительный период педагог-психолог осуществляет следующие виды работы:
I. Систематизирует и обобщает результаты годовой психодиагностики актуального уровня развития четвероклассника (психологический мониторинг):
1. Диагностика уровня интеллектуального развития – сентябрь.
Тест «Рисунок человека» (К.Маховер)
Тест позволяет позволяет оценивать как когнитивные особенности ребенка (восприятие, способы построения целостного зрительного образа, координацию глаз и рук, сформированность общих представлений о строении человеческого тела), так и особенности личностно-эмоциональной сферы.
2. Изучение уровня сформированности сложных мыслительных операций:
а) аналогия – октябрь;
б) сложные умозаключения – ноябрь;
в) абстракция – декабрь.
Методика «Обведи контур»
Методика предназначена для диагностики наглядно-образного мышления. Детям показывают рисунок и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.
Методика «Четвертый лишний» (вербальный вариант)
Методика направлена на изучение вербально-логического мышления и операций анализа и синтеза.
Методика «Выделение существенных признаков»
Методика позволяет выявить особенности вербально-логического мышления и развитие уровня абстрагирования.
Методика «Раздели на группы»
Методика предназначена для диагностики образно-логического мышления и процессов классификации.
Методика «Назови одним словом»
Выявляет уровень сформированности понятий, вербально-логического мышления и процессов классификации.
Методика «Простые аналогии»
Методика изучает умение устанавливать отношения между понятиями.
3. Изучение процессов памяти – январь
Методика «Запомни рисунки»
Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки.
Методика «Оперативная память»
Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти.
Методика «Запомни пару»
Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
4. Диагностика особенностей внимания – март.
Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)
Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Методика «Кодирование» (модификация метода Пьерона - Рузера)
Этот тест направлен на исследование устойчивости внимания и темпа деятельности.
Методика «Таблицы Шульте»
Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
5. Изучение уровня утомляемости – март.
Методика «10 слов»
Эта методика направлена на изучение словесной (слухоречевой) памяти и утомляемости ребёнка.
6. Изучение индивидуальных личностных особенностей детей – апрель.
Тест «Рисунок человека» (К.Маховер)
Тест позволяет позволяет оценивать как когнитивные особенности ребенка (восприятие, способы построения целостного зрительного образа, координацию глаз и рук, сформированность общих представлений о строении человеческого тела), так и особенности личностно-эмоциональной сферы.
7. Диагностика уровня школьной тревожности и агрессивности – апрель.
Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера — Ю.Л.Ханина)
Данный тест является источником информации самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
8. Изучение статуса учащихся в системе межличностных отношений – апрель.
9. Диагностика мотивации учебной деятельности – май.
Анкета для определения школьной мотивации
10. Диагностика сформированности ОУУН (познавательная деятельность, рефлексивная деятельность) – май.
Методика «Графический диктант»
Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.
Полученные результаты педагог-психолог фиксирует в личных картах учащихся (Приложение1), определяя психолого-педагогический статус четвероклассника.
Все представленные выше методики можно найти в практикуме «Деятельность практического психолога» Г. В. Лагонда, О. А. Пшеничная.
На втором этапе психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале второй четверти пятого класса наряду с педагогическими наблюдениями.
Первичная диагностика ложится на плечи учителя. Необходимо использовать навыки динамического наблюдения, проанализировать поведение ребенка, типичные ошибки в устных ответах и письменных работах.
Как выделить группу детей, плохо адаптированных к школе? Для этого необходимо проанализировать, как в целом проходит урок, есть ли дети, которые сильно не успевают за общим темпом работы, есть ли дети, которые сдают работу последними. А есть ли такие, что сдают первыми, но потом оказывается, что они совершили много ошибок, помарок, описок?
Также необходимо оценить время активного внимания на уроке. Время активного внимания – это период от начала занятия до появления признаков истощения. Ученик пятого класса может высидеть на уроке 30–45.
Сигналами дезадаптации ребенка могут быть признаки истощения, утомляемости, снижение умственной работоспособности, ошибки в письменных работах, повышенный уровень тревожности при хорошей успеваемости и др.
Если учитель замечает у ребенка частое проявление хотя бы одного признака, то это уже прямой повод подключать родителей и консультировать ребенка у школьного психолога.
С целью определения причин возникающих трудностей в процессе обучения учащихся 5-х классов в переходный период психолог проводит углубленную психодиагностику. При выборе психодиагностического инструментария учитываются результаты наблюдений за учащимися педагогов-предметников и классных руководителей, а также социальных педагогов.
При обследовании пятиклассников целесообразно обращать внимание на следующие аспекты.
Психологические особенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности:
соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов с педагогическими требованиями (в данной школе, на данной ступени развития, в рамках данной программы обучения);
индивидуальные особенности познавательной деятельности;
умственная работоспособность и темп умственной деятельности.
Особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми подразумеваются сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (личностная тревожность). В подростковом возрасте только обретение личностного смысла учения позволит школьнику эффективно учиться. Анализ показателей тревожности у школьников позволит выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи.
Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. Этот блок включает в себя восприятие и эмоциональную оценку школьником своих взаимоотношений со сверстниками, с членами семьи, с педагогами; отношения к важнейшим видам деятельности в школе, к себе. Особо важно учитывать, как ребенок воспринимает, во-первых, отношение к нему одноклассников, во-вторых, собственную позицию в общении с ними, а также эмоциональный фон этих отношений.
Особенности поведения школьника в ситуациях внутри-школьного взаимодействия.
Для решения задач, стоящих перед психологической службой на этапе перехода детей из начальной в среднюю школу, целесообразно использовать следующие диагностические методики: тест школьной тревожности Филлипса, анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой, групповой интеллектуальный тест (ГИТ). (см. Приложения 1—3)
Все результаты актуального развития пятиклассника, получаемые в ходе психодиагностики, дают возможность педагогу-психологу в дальнейшем создавать и прогнозировать психологические условия для успешного обучения и гармоничного развития личности.
В дальнейшем на совещании при директоре (октябрь) подводим первые итоги процесса адаптации и формирования психологического климата адаптационно-развивающей среды, учитывая выявленные проблемы в личностном развитии отдельных учеников. Педагог-психолог знакомит администрацию, классных руководителей и учителей-предметников с первыми результатами процесса адаптации (по результатам диагностического минимума).
- Программа перехода из начальной школы в среднее звено
- Содержание
- Теоретический обзор
- План работы по преемственности между начальным и основным общим образованием.
- Основные направления работы психологической службы в период адаптации детей к средней школе
- Психологическая диагностика
- Профилактическая работа Психопрофилактическая и коррекционная работа с учащимися 4-5-х классов.
- Большая психологическая игра «в поисках дружбы»
- Коррекционно-развивающая программа «Первый раз в пятый класс»
- Психопрофилактическая и просветительская работа с родителями.
- «Ваш ребёнок – пятиклассник»
- Профилактическая работа с педагогическим коллективом
- Как помочь пятикласснику?
- Психолого-педагогический консилиум
- Список используемых источников:
- Приложение 1.
- Приложение 2.
- Приложение 3.
- Приложение 4.
- Приложение 5
- Приложение 6 родники моей души