47. Психодрама, центрированная на теме. Психодрама, центрированная на группе.
Психодрама, центрированная на теме
Если на занятии группы нет актуального группового конфликта или мотивированного протагониста, как это бывает в новых группах, то всегда находится тема, затрагивающая всех членов группы, которая должна быть проиллюстрирована каждым через изображение соответствующих событий. Например, один из участников группы заводит разговор о том, что испытывает волнение, оказавшись среди незнакомых людей. Другой выражает свое понимание и говорит, что ему знакомо тягостное чувство, возникающее у него по любому поводу. Третий утверждает, что тоже испытывает страх в тех ситуациях, когда ведет себя неумело.
Таким образом, центральной темой групповой беседы становится страх. Члены группы вкратце изображают ситуации, в которых страх угнетал бы каждого члена группы. Небольшие эпизоды проигрываются на импровизационной основе. Короткие сценические представления позволяют распознать важные проблемы отдельных участников группы, и они служат материалом для последующей, центрированной на протагонисте или направленной на группу психодрамы.
Психодрама, центрированная на группе
Центрированная на группе психодрама занимается эмоциональными отношениями участников группы друг с другом и возникающими «здесь и теперь» общими проблемами, вытекающими из этих отношений. Такая форма психодрамы применяется при синдроме ролевого дефицита, при делинквентном поведении, различного рода фобиях, при ролевых конфликтах, для повышения креативности.
Размер группы в психодраме составляет от 6 до 9 человек. Если группа меньше 6 человек, то получается слишком мало зрителей. Если группа слишком велика - даже опытному режиссеру нелегко управляться с запросами протагониста, улавливать реакции отдельных членов группы и следить за динамикой всей группы. Для целенаправленной психодрамы имеет значение состав группы.
Психодрама в группе требует гетерогенного состава группы. Участники группы (различные по своему полу, структуре личности, способностям, опыту) способны изобразить неожиданные ситуации более полно, чем гомогенные группы.
Психодрама для группы чаще всего осуществляется в гомогенных по составу группах (например, группах супружеских пар, родителей, подростков, алкоголиков и т.д.). Изображение какой-нибудь проблемы протагониста и работа с ней в гомогенной группе влияют не только на протагониста, но и на всех участников группы. Это - пример изображения их собственных проблем и работы с ними.
Драматическая группа может быть либо закрытой, либо открытой. В закрытой группе быстрее возникает сильная групповая сплоченность. Открытая группа рассматривается как естественное следствие психодрамы, целью которой является быстрое обретение самостоятельности каждым участником группы в реальной жизни.
Длительность психодрамы. Обычно сеанс представляется как встреча продолжительностью 50 мин. В реальности встречи могут быть короче или длиннее, и протяженность сеансов зависит от остроты, сложности проблем клиента, от его реакции. Примерные рамки сеанса: от 15-20 мин до 4 ч.
- 1.Определение психологической коррекции. Взаимосвязь психодиагностики и психокоррекции
- 2.История развития психолого-педагогической коррекции как вида психологической практики
- 3.Основные принципы психологической коррекции и виды психокоррекционных мероприятий.
- 4.Соотношение понятий «коррекция» и «психотерапия».
- 5. Требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
- 6.Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции
- 7. Виды коррекционных программ
- 8.Принципы составления психокоррекционных программ
- 9.Требования к составлению психокоррекционной программы, основные виды программ
- 10. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции.
- 11. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий
- 12.Определение психопрофилактики, основные задачи
- 13. Содержание психопрофилактической работы
- 14. Поведенческое направление в психокоррекционной работе. Техники поведенческого направления
- 15. Особенности когнитивной психокоррекции
- 16. Рационально – эмотивная терапия э. Эллиса. Этапы работы и психотехники в рэт.
- 17. Когнитивный подход а. Бека. Этапы когнитивной коррекционной работы. Основные техники
- 18. Трансактный анализ э. Берна. Основные техники трансактного анализа.
- 19. Гештальттерапия ф. Перлза. Основные техники в гештальттерапии.
- 20.Позитивная психотерапия н.Пезешкиана. Основные техники.
- 21. Психосинтез р.Ассаджиоли. Основные техники.
- 22.Символдрама. Терапевтические факторы и процедура коррекции.
- 23. Эриксоновская психотерапия и эриксоновский гипноз.
- 24. Краткосрочная стратегическая психотерапия (ксп). Основные техники.
- 25.Краткосрочная позитивная психотерапия (кпп). Основные техники.
- 26. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. Основные техники.
- 27.Общая характеристика игротерапии. Основные виды и формы игротерапии.
- 28.Основные психологические механизмы игры. Направления в игровой терапии.
- 29. Индивидуальная и групповая игротерапия. Игротерапия с различным материалом.
- 30.Общая характеристика метода арттерапии, история возникновения. Цели арттерапии.
- 31.Арттерапия в иерархии направлений на основе искусства и творческой деятельности. Основные виды и направления арттерапии.
- 32.Позитивные феномены арттерапии. Основные этапы.
- 33.Типы заданий, используемых в арттерапии. Требования к арттерапевтическому кабинету.
- 34.Куклотерапия как частный метод арттерапии.
- 35.История возникновения музыкотерапии. Американская и шведская школы.
- 36.Танцевальная терапия. Решаемые задачи в ходе коррекции.
- 37.Телесно-ориентированное направление. Основные группы методов психокоррекции.
- 38.Понимание сущности и целей психокоррекции в семейной психокоррекции.
- 39.Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура.
- 40.Общая характеристика сказкотерапии. Этапы развития сказкотерапии.
- 41.Типология сказок. Структура сказкотерапевтического занятия.
- 42.Основные приемы работы со сказкой. Схема размышления над сказками и их обсуждение.
- 43.Анализ содержания волшебных сказок.
- 44.Общая характеристика психогимнастического метода. Три части психогимнастического занятия.
- 45. Общая характеристика психодрамы. Формы и виды психодрамы.
- 46. Психодрама, центрированная на протагонисте. Психодрама, направленная на группу.
- 47. Психодрама, центрированная на теме. Психодрама, центрированная на группе.
- 48. Основные фазы психодрамы. Техники психодрамы.
- 49. Показания к индивидуальнойпсихокоррекции. Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия.
- 50. Специфика групповой формы психокорекции. Особенности комплектования группы.
- 51.Элементы групповой динамики.
- 52. Структура группы и проблема лидерства, групповые роли.
- 53. Фазы развития группы.
- 54. Руководство психокоррекционной группой. Этические требования к руководителю коррекционной группы.
- 55.Тренинговые группы и социально – психологический тренинг. Работа тренинговых групп.
- 56. Группы развития коммуникативных навыков и умений. Возможные виды коммуникативных тренингов.
- 57. Группы встреч. Основные этапы работы групп встреч.
- 58. Психологическая помощь детям дошкольного возраста
- 59. Психокоррекционная работа с подростками
- 60. Групповая психокоррекционная работа со взрослыми