Организация и ее деловая среда
Понятие и основные признаки организации
Организация– объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое.
Признаки организации:
Количественная определенность
Наличие общих целей
Обособленность (границы) определяется видами деятельности, численность работающих, капиталом, производственной площадью, материальными ресурсами и так далее.
Управляющий, руководящий, координирующий центр.
Организационная культура – совокупность убеждений, отношений, норм поведения, ценностей, общих для всех сотрудников данной организации. Это основной компонент в выполнении миссии (предназначение) компании в повышении ее эффективности и адаптивности.
Вывод:организация как социальная система представляет собой относительно автономную группу людей с четко структурированной совместной деятельностью и определенными границами, создаваемую или уже существующую для достижения общих целей.
Эволюция моделей организации
Подходы к анализу организации:
1. Механистическая модель организации.
Суть: организация функционирует как механизм, имеет сходство с машиной. Она работает по установленному порядку эффективно и надежно. Принципы:
Часть лекции.
4. Модель организации как общественного института (модель баланса интереса).
Основные характеристики: открытая система, характеризуется взаимосвязью интересов разных групп. Главная функция менеджмента направлена на балансирование интересов групп и укрепление позиций в обществе. Параметры эффективности – степень удовлетворения ожиданий и потребностей всех групп интересов.
Внутренние переменные организации.
Под внутренними переменными понимают ситуационные факторы внутри организации. Изменения внутреннего содержания происходят под влиянием времени и в результате управленческих действий людей.
Переменные:
Цели и задачи организации.
Структура организации. Это количество, состав подразделений, ступеней управления в единой взаимосвязанной системе. Внутренняя переменна устанавливает взаимодействие уровней управления и функциональных областей организации, которые позволяют наиболее эффективно достигать цели.
Кадровое обеспечение (трудовые ресурсы).
Техника и технология. Технология – это средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги. Она предполагает сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов, технических знаний, информации и людей.
Вывод:управление внутренними переменными оказывается в зависимости и от внешних условий, в которых находится организация.
Внешняя среда организации.
Факторы прямого воздействия:
Государственные организации, регулирующие хозяйственную деятельность.
Потребители.
Конкуренты.
Поставщики.
Факторы косвенного воздействия включают факторы, которые оказывают влияние на организацию опосредованно. К ним относятся:
Сложная система экономической конъюнктуры (самостоятельно).
Достижение НТП (научно-технического прогресса).
Социально-политические изменения.
Культурные изменения.
Мирохозяйственные связи и др.
Данные факторы проявляются не все сразу и не с одинаковой силой. Взаимосвязанность факторов внешней среды это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие.
Сложность внешней среды – это число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого факторы.
Подвижность среды – это скорость с которой происходит изменение в окружении организации.
Классификация организаций.
Классификация организаций осуществляется по признакам:
Критерий формализации. Выделяют 2 вида: формальные и неформальные организации.
Критерий формы собственности. Выделяют 4 основные формы: частная, муниципальная, государственная, иные.
Критерий по отношению к прибыли. Выделяют 2 формы: коммерческие и некоммерческие.
Критерий организационно-правовой формы. Выделяют 2 группы: коммерческие: общество, товарищество, унитарные предприятия; и некоммерческие: фонды, учреждения, ассоциации, общественные и религиозные организации и другие.
Критерий размер. Выделяют 4 разновидности: микропредприятия (численностью до 15 человек), малые предприятия (от 15 до 100 человек), средние предприятия (от 100 до 300 человек), крупные предприятия (от 400 человек).
Критерий сектора производства. Выделяют: первичный цикл (добывающая промышленность), вторичный цикл (обрабатывающая промышленность), третичный цикл (услуги), четвертичный сектор экономики (информационные технологии).
Функции менеджмента.
Смысл функций менеджмента выражает содержание управленческого воздействия.
Файоль выделил следующие функции: предвидение, планирование, организация, координация и контроль.
Российский менеджмент выделяет следующие функции: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, учет и контроль, коммуникации и принятие решений.
Таблица. Основные функции управления и средства воздействия.
Функции управления | Средства воздействия |
Целеполагание |
|
Планирование |
|
Организация |
|
Координация |
|
Мотивация |
|
Контроль |
|
Планирование – представляет собой деятельность по разработке системы мер, направленных на достижение поставленных целей, включая ответы на вопросы: что должно быть сделано, к какому сроку, какие ресурсы задействовать, планируемый результат, кто за это отвечает и, кто исполнитель.
Организация – управленческая деятельность, обеспечивающая четкое упорядочение процесса управления в целом. Организация обеспечивает основу рационального построения конкретного органа управления, а также определение компетенции структурных подразделений.
Коммуникация – управленческая деятельность по сбору и обработке информации, организующая обмен информацией направленная на достижение эффективного информационного взаимодействия как внутри организации, так и с внешней средой.
Контроль – управленческая деятельность, позволяющая выявлять, исправлять и предупреждать отклонения достигнутых результатов от намеченных параметров и целей.
Разработка бизнес-плана.
Структура:
Резюме.
Анализ рынка.
Производство.
Кадровое обеспечение.
Маркетинговый план.
Финансовый план и оценка рисков.
Таблица. Оценка рынков сбыта.
Показатели | Близлежащий населенный пункт, место нахождения предприятия | Населенные пункты в радиусе 100 км | Рынки, удаленные за 100 км |
Уровень спроса |
|
|
|
Степень удовлетворения спроса |
|
|
|
Уровень конкуренции |
|
|
|
Доля потребителей готовых купить продукцию, в % |
|
|
|
Таблица. Анализ и оценка конкурентов.
Характеристики конкурентов | Конкуренты | |
1 | 2 | |
Объем продаж |
|
|
Занимаемая доля рынка, % |
|
|
Уровень цены |
|
|
Финансовое положение |
|
|
Уровень технологии |
|
|
Качество продукции |
|
|
Расходы на рекламу |
|
|
Время деятельности предприятия |
|
|
- Основы менеджмента.
- Введение в менеджмент.
- Развитие науки управления.
- Организация и ее деловая среда
- Организационный менеджмент.
- Управленческие решения.
- Управление конфликтами.
- Стратегия и стратегическое управление.
- Эталонные стратегии развития бизнеса.
- Стимулирование и управление.
- Примечание.
- Абрахам Маслоу - пирамида потребностей
- Классификация потребностей
- Достоинства и недостатки.