logo search
папочка / spetsialnaya_psikhologia

51. Психологическая служба в специальных образовательных учреждениях

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса осуществляется в соответствии с направлениями, целями и задачами плана работы педагога-психолога, плана работы и Программы развития школы-интерната, документами, регламентирующими деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении.

Содержание работы связано с решением вопросов профилактики, диагностики и коррекции трудностей развития воспитанников, их обучения и воспитания.

Цели психологического сопровождения:

- создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса;

- научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

- формирование социальной адаптации детей и подростков.

Задачи работы педагога-психолога:

- организовать психолого-педагогическую поддержку воспитанников и педагогического коллектива;

- проводить профилактику девиантного поведения воспитанников;

- оказывать индивидуальной психологической помощи воспитанникам;

- определить критерии личностного развития воспитанника с точки зрения личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании;

- оказать помощь воспитанникам в профессиональном самоопределении;

- разработать методические рекомендации для педагогов по проблеме социальной адаптации детей и подростков;

- организовать работу с воспитанниками, состоящими на учёте в ОПДН и внутришкольном контроле;

- проводить профилактику употребления ПАВ среди воспитанников школы-интерната.

Все направления работы педагога-психолога требуют методического и организационно-технического обеспечения, что, безусловно, способствует эффективной деятельности.

Цели и задачи работы педагога-психолога определены с учётом единой методической темы ОУ и экспертизы образовательной среды. Экспертиза образовательной среды способствовала определению и выявлению особенностей в организационно-образовательной структуре, содержании образовательного плана школы-, содержании развивающей образовательной среды, организационной культуре.

Для обеспечения личностно-ориентированного подхода проводится психологическое изучение воспитанников, с применением методов психодиагностики: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, тестирование, анкетирование. Психодиагностическое исследование применяется с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость изучения.

Выбор метода обследования - один из сложных этапов диагностикой и коррекционной работы педагога- психолога. Из всего многообразия существующих на данный момент диагностических методик необходимо уметь выбрать те, которые соответствуют целям и задачам исследования, а также целому ряду важных принципов. Эти принципы имеют непосредственное отношение к организации методического оснащения педагога- психолога, определяя необходимый минимум диагностических средств.

Педагог-психолог несет полную ответственность за реализацию программ коррекции и развития, эффективность рекомендаций и конечный результат.

Для оценки своей работы применяются специально разработанные анкеты. По результатам опроса, проводимого регулярно по окончании определенного цикла занятий, анализируется адекватность подбора методических средств и развивающих программ индивидуальной работы с учащимися разного возраста, оценивается динамика достижений ребенка.