51. Психологическая служба в специальных образовательных учреждениях
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса осуществляется в соответствии с направлениями, целями и задачами плана работы педагога-психолога, плана работы и Программы развития школы-интерната, документами, регламентирующими деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении.
Содержание работы связано с решением вопросов профилактики, диагностики и коррекции трудностей развития воспитанников, их обучения и воспитания.
Цели психологического сопровождения:
- создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса;
- научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
- формирование социальной адаптации детей и подростков.
Задачи работы педагога-психолога:
- организовать психолого-педагогическую поддержку воспитанников и педагогического коллектива;
- проводить профилактику девиантного поведения воспитанников;
- оказывать индивидуальной психологической помощи воспитанникам;
- определить критерии личностного развития воспитанника с точки зрения личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании;
- оказать помощь воспитанникам в профессиональном самоопределении;
- разработать методические рекомендации для педагогов по проблеме социальной адаптации детей и подростков;
- организовать работу с воспитанниками, состоящими на учёте в ОПДН и внутришкольном контроле;
- проводить профилактику употребления ПАВ среди воспитанников школы-интерната.
Все направления работы педагога-психолога требуют методического и организационно-технического обеспечения, что, безусловно, способствует эффективной деятельности.
Цели и задачи работы педагога-психолога определены с учётом единой методической темы ОУ и экспертизы образовательной среды. Экспертиза образовательной среды способствовала определению и выявлению особенностей в организационно-образовательной структуре, содержании образовательного плана школы-, содержании развивающей образовательной среды, организационной культуре.
Для обеспечения личностно-ориентированного подхода проводится психологическое изучение воспитанников, с применением методов психодиагностики: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, тестирование, анкетирование. Психодиагностическое исследование применяется с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость изучения.
Выбор метода обследования - один из сложных этапов диагностикой и коррекционной работы педагога- психолога. Из всего многообразия существующих на данный момент диагностических методик необходимо уметь выбрать те, которые соответствуют целям и задачам исследования, а также целому ряду важных принципов. Эти принципы имеют непосредственное отношение к организации методического оснащения педагога- психолога, определяя необходимый минимум диагностических средств.
Педагог-психолог несет полную ответственность за реализацию программ коррекции и развития, эффективность рекомендаций и конечный результат.
Для оценки своей работы применяются специально разработанные анкеты. По результатам опроса, проводимого регулярно по окончании определенного цикла занятий, анализируется адекватность подбора методических средств и развивающих программ индивидуальной работы с учащимися разного возраста, оценивается динамика достижений ребенка.
- 1. Предмет, задачи, направления специальной психологии
- 2. Понятие «норма», «патология». Факторы психического развития человека
- 3. Выготский л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5.
- 4. Понятие дизонтогенеза. Факторы, влияющие на тип дизонтогенеза
- 5. Классификация психического дизонтогенеза (по в. В. Лебединскому)
- 6. Клинические закономерности психического дизонтогенеза
- 7. Параметры психического дизонтогенеза
- 8. Психическое недоразвитие: общая характеристика
- 9. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей
- 10. Олигофрения как типичная модель психического недоразвития
- 11. Психологическая структура дефекта при олигофрении
- 12. Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей
- 13. Особенности эмоционально-волевой сферы умственно-отсталых детей
- 14. Основные направления коррекционной работы с умственно отсталыми детьми
- 15. Поврежденное психическое развитие
- 16. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей в форме деменции
- 17. Задержанное психическое развитие. Общая характеристика
- 18. Слепович е. С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью (Коррекция отклонений в психическом развитии детей с легкой интеллектуальной недостаточностью)
- 19. Классификация детей с зпр
- 20. Варианты зпр: общая психолого-педагогическая характеристика
- 21. Особенности познавательной деятельности детей с зпр
- 22. Особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности детей с зпр
- 23. Содержание профессиональной деятельности психолога при работе с детьми с зпр
- 24. Особенности диагностического направления работы с детьми с зпр
- 25. Диагностика как основное направление работы психолога с детьми с зпр
- 26. Наблюдение как наиболее информативный метод диагностики детей с зпр
- 28. Белопольская н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития
- 29. Особенности коррекционного направления работы с детьми с зпр
- 30. Основные направления психокоррекции при работе с детьми с зпр
- 31. Основные направления психологической помощи детям с зпр
- 33. Организация взаимодействия психолога с педагогами и родителями при работе с детьми с зпр
- 34. Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями слуха
- 35. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха
- 36. Дефицитраное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- 37. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения
- 38. Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 39. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 40. Дефицитарное психическое развитие: дети с тяжелыми нарушениями речи
- 41. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
- 42. Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным дефектом
- 43. Искаженное психическое развитие. Общая психолого-педагогическая характеристика
- 44. Психолого-педагогическая характеристика детей с рда
- 45. Психологическая характеристика степеней тяжести рда
- 46. Основные направления психологической помощи детям с рда
- 47. Организация взаимодействий психолога с педагогами и родителями при работе с детьми с рда
- 48. Л. С. Выготский. Дефект и его структура
- 49. Взаимообусловленность коррекции и компенсации в процессе реабилитации
- 50. Мамайчук и. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии
- 51. Психологическая служба в специальных образовательных учреждениях
- 52. Направления деятельности психолога в образовательных учреждения для детей с опфр
- 53. Вопросы психологической диагностики отклонений психического развития у детей