logo search
Денисова Дошкольная логопсихология

§ 1. Психологическое изучение детей с нарушениями речи

Основной целью психологического изучения является получение качественной оценки психического состояния и специфики развития ребёнка, определение вероятностного прогноза его дальнейшего развития. Эта оценка необходима для определения наиболее эффективных путей и средств коррекционно-развивающей работы. Задачами психологического изучения детей с нарушениями речи являются:

  1. Установление наличия того или иного психологического свойства или особенностей поведения.

  2. Определение степени развития данного свойства, его выражения в определенных количественных и качественных показателях.

  3. Описание психологических и поведенческих особенностей детей с речевой патологией.

  4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у детей с различными нарушениями речи.

Психологическое изучение детей с нарушениями речи базируется на следующих принципах.

Системный принцип предполагает исследование реальной деятельности субъекта с первичным речевым нарушением, анализ механизмов ее нарушения и возможности восстановления (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Принцип единства методологии и диагностики означает необходимость тесной связи между теоретическими позициями исследователя и использованием конкретных диагностических средств (Н. Семаго, М. Семаго).

Принцип структурно-динамической целостности предполагает, что отдельные стороны психического не изолированы, а проявляются целостно, системно.

Следующий принцип предполагает ориентированность экспериментально-психологических приемов на раскрытие качественной характеристики психической деятельности. Психологическое исследование должно выявлять потенциальные возможности развития, что особенно важно для детей с нарушениями речи (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн).

В то же время использование качественного анализа не предполагает отказа от количественных оценок и статистической обработки данных там, где этого требуют задачи исследования. Количественный анализ должен играть второстепенную роль, уступая главную роль качественному анализу, оценке всего процесса деятельности, факторов, способствующих и препятствующих ей.

Важность этого положения в том, что нарушения психики по своим внешним проявлениям могут быть одинаковы, тогда как причины – различными, в связи, с чем различными должны быть и коррекционные подходы.

Также одним из ведущих принципов психологического изучения детей с нарушениями в развитии, в том числе и с нарушениями речи, выступает принцип выявления не только нарушенных, но и сохранных сторон психики (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова). Недостаточно обнаружить дефектные звенья деятельности; нужно определить и точки опоры для психолого-педагогической коррекции.

Важным принципом психологической диагностики является апелляция к личности (И.Ю. Левченко, 2000). Ни одно психологическое явление не может быть понято без учета мотивов, потребностей, целей, ценностей человека, его отношения к себе и миру.

Принцип минимизации затрат означает, что обследование ребёнка должно быть минимально по времени и по затратам сил как ребёнка, так и специалиста.

Принцип стереоскопичности оценки означает, что результаты одной конкретной методики должны быть подтверждены другими методическими средствами.

В ходе психологической диагностики детей с нарушениями речи необходимо учитывать логику и последовательность нормативного развития. В этой связи важными являются следующие положения отечественной педагогики и психологии об особенностях, харак­терных и показательных для дошкольного возра­ста:

— уровень развития восприятия и на­глядно-действенного мышления, проявляется при решении практических задач или проблемных ситуаций в виде познавательных, практических, ориен­тировочных действий, т.е. в виде целенаправленных проб;

— появление продуктивных видов дея­тельности: предметного рисунка и конструирования по образцу;

— готовность к сотрудничеству со взрослым, что является очень важным достижением психического развития в этом возрасте. Ребенок проявляет инте­рес к деловому, речевому сотрудничест­ву, принимает познавательные задачи и решает их на уровне действий и речи.

В психодиагностическом процессе используются следующие методы:

Базовым методом является наблюдение. Существует несколько видов наблюдений: стандартизированное наблюдение - предполагает точное следование плану, целям и задачам, которые заранее определены, регистрируются строго определенные факты в поведении объекта; свободное наблюдение и включённое наблюдение. Наблюдение должно проводится в естественной, повседневной обстановке, при этом ребёнок не должен знать, что за ним ведётся наблюдение.

Объективные тесты с выбором ответов для диагностики интеллектуальных особенностей, результаты которых обрабатываются по ключу.

Проективные методики, направленные на изучение внутреннего мира личности («Дом – дерево - человек»; детский апперцептивный тест (ДАТ) и пр.).

Методики стандартизированного самоотчета. Тесты-опросники для диагностики личных черт, установок, самооценки.

Анализ продуктов деятельности: анализ спонтанной творческой продукции, анализ специально организованной творческой деятельности, изучение документов, писем, дневников.

Диалоговые методы – беседы, интервью, игровые интерактивные методы. Учитываются не только слова, но и жесты, мимика, интонация.

Существует ряд требований, предъявляемых к психодиагностическим методикам:

а) стандартизация – унификация иллюстраций, бланков обследования, условий проведения обследования. Инструкция испытуемым сообщаться одинаковым образом, эксперимент проводится в сходных условиях, устойчивые критерии оценки;

б) надежность – помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действий всевозможных случайных факторов;

в) валидность теста заключается в том, что он оценивает сменно то количество, для которого предназначен.

Помимо общих требований существуют требования к использованию психодиагностических методик с детьми дошкольного возраста. Так при проведении диагностики детей дошкольного возраста рекомендуется отрезок времени для тестирования в пределах часа, учитывая и время налаживания контактов с ребенком. При проведении обследования установление контакта между испытуемым и экспериментатором превращается в специальную задачу, от успешности решения которой зависит надежность полученных данных. Необходимо создавать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций. Для этого работу можно начать с игры, беседы и лишь постепенно включать требуемые тестом задания. Особое значение имеет осуществление постоянного наблюдения за поведением ребенка и его эмоциональным состоянием во время обследования.

Рекомендуется следующий план обследования ребёнка с нарушениями речи: анкетные данные о ребёнке, время обследования; анамнез (здоровье родителей, особенности раннего развития ребёнка, перенесённые заболевания); данные клинического обследования врачами-специалистами; результаты логопедического обследования (состояние речи, особенности общей, артикуляционной, мелкой моторики); познавательная деятельность (особенности восприятия, памяти, внимания, мышления); характеристика игровой, учебной, продуктивной деятельности; состояние эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей и межличностных отношений; заключение.

Примерный диагностический инструментарий оценки психического развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста представлен а приложении №2.