logo search
Ответы на ГОСы по общей психологии

Характер, его структура и методы изучения. Формирование характера.

Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.

Типологии характеров разрабатывались: Э. Кречмером. У. Шелдоном, в наши дни – Э. Фроммом, К. Леонгардом, А.Е. Личко.

Основные идеи типологий:

Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Признаки черт характера:

  1. Ситуативная обусловленность;

  2. В основе лежат определенные отношения;

  3. Формы проявления (качественные особенности психических процессов, темпераментных особенностей и т.д.)

 Функции характера:

  1. Помогают человека самоосуществиться в деятельности;

  2. Экспрессивная функция (выражение отношения к чему-либо).

Эмпирические характеристики черт характера:

  1. Интегративные. Это всегда структура.

  2. Индивидуально-своеобразное сочетание свойств.

  3. Относится к социальному поведению человека.

  4. Это всегда отношение, т.е. всегда есть мотивационный компонент;

  5. Автоматизированность проявлений черт характера. Черты долго закрепляются, а потом начинают проявляться автоматизированно. Автоматизм может приветси к акцентуации;

  6. Яркая выраженность;

  7. Наличие волевого компонента;

  8. Относительная стабильность;

  9. Формируется через воспитание.

Сферы проявления черт характера:

  1. Социальная; 2. Деятельность; 3. Общение.

Классификация черт по Левитову:

  1. Свойство характера как целого: определенность (связанная с направленностью), цельность и непротиворечивость, сложность (широта), сила (твердость);

  2. Черты характера, связанные с направленностью;

  3. Черты характера, связанные с волей.

 Ковалев: черты характера как целого: 1. Моральная воспитанность; 2. Полнота; 3. Цельность; 4. Определенность (воля); 5. Уравновешенность (свойство нервной системы). У Ковалева в характер входит все, это и склад, и профиль, и своеобразное сочетание.

Методы изучения (Левитов):

  1. Наблюдение. Эффективность зависит от цели;

  2. Эксперимент. Может использоваться по поводу психических процессов. Например: память: насколько человек уверенно отвечает, обосновывает;

  3. Беседа: конкретная, автобиографическая, клиническая;

  4. Анализ продуктов деятельности;

  5. Контент-анализ документов (письма, дневники, литературно-художественные произведения).

Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.