2.3 Методика диагностики волевых особенностей личности Чумакова М.В.
Опросник М. Чумакова предназначен для диагностики выраженности волевых качеств личности взрослого человека. Опросник содержит 78 заданий с четырехступенчатой шкалой ответов. Возрастной диапазон применения методики 18 - 55 лет (см. Приложение В).
Методика содержит 9 шкал, отражающих основные компоненты волевой регуляции поведения личности:
1. Ответственность (ответственный, обязательный - безответственный, ненадежный, ветреный, безалаберный).
Высокий балл по этой шкале получают ответственные, обязательные испытуемые. Они, как правило, дисциплинированы и старательно выполняют свои обязанности. У некоторых испытуемых с высоким баллом может быть повышенная тревожность. Низкий балл по шкале получают испытуемые, которых можно назвать ненадежными и несколько «безалаберными».
2. Инициативность (ведущий, деловой, сильный, инициативный, деятельный, влиятельный, дальновидный - пассивный, безынициативный, ленивый, бездеятельный).
Высокий балл по шкале характерен для инициативных, деятельных людей с высокими лидерскими тенденциями. Они выступают «зачинщиками» новых начинаний, стремятся что-то изменить. Хорошо проявляют себя в ситуациях, когда изменения необходимы и требуются новаторские подходы. В сочетании с высокой креативностью и интеллектуальными способностями могут быть очень продуктивны. При низкой креативности и способностях к анализу, особенно на руководящих постах, могут инициировать недостаточно продуманные и эффективные новации.
Низкий балл получают пассивные испытуемые. Их устраивает существующее положение дел и они не склонны что-либо менять. К лидерству сами не стремятся. Эффективны в ситуациях, требующих не столько изменений, сколько сохранения стабильности.
3. Решительность (уверенный, решительный - нерешительный, неуверенный, колеблющийся, сомневающийся).
Высокий балл по шкале характерен для лиц, быстро и уверенно принимающих решения. Они не склонны к длительным сомнениям, колебаниям при осуществлении задуманного. Иногда быстрота принятия решения может быть вызвана импульсивностью.
Низкий балл получают нерешительные, неуверенные, склонные к постоянным сомнениям лица. Решение принимается после длительных колебаний и не обладает достаточной устойчивостью.
4. Самостоятельность (самостоятельный - зависимый, несамостоятельный, управляемый, повинующийся).
Высокий балл демонстрируют люди, не нуждающиеся в постоянной психологической поддержке, стремящиеся самостоятельно принимать решения, обладающие способностью противостоять мнению группы, если оно отличается от их собственного.
Низкий балл свидетельствует о низкой самостоятельности, внушаемости, зависимости от мнения группы.
5. Выдержка (выдержанный, терпеливый, благоразумный, самоуправляемый - невыдержанный).
Высокий балл характерен для людей, умеющих контролировать свои эмоции, терпеливо переносить нагрузки, справляться с монотонной деятельностью. Эти люди хорошо управляют собой, своими состояниями.
В некоторых случаях выраженность этого качества может приводить к тому, что человек справляется с обстоятельствами, которые, возможно, целесообразнее было бы изменить.
Низкий балл характерен для людей, свободных в проявлении эмоций, испытывающих трудности при необходимости переносить нагрузки или выполнять неинтересную работу. Им не хватает самообладания и трудно быть сдержанными
6. Настойчивость (твердый, боевой, стойкий, настойчивый - ненастойчивый, нестойкий, слабый).
Высокий балл получают стойкие испытуемые, способные к преодолению препятствий на пути достижения цели. Неудачи не выбивают таких людей «из колеи» и не приводят к эмоциональной дестабилизации.
Они способны повторять снова и снова попытки для достижения задуманного. В определенных случаях эта черта может делать поведение недостаточно гибким.
Низкий балл по шкале характерен для мягких людей. Неудачи деморализуют их, а препятствия часто заставляют отказаться от намеченного и приводят к эмоциональной дестабилизации
7. Энергичность (активный, жизнедеятельный, энергичный, оптимистичный - бессильный, депрессивный).
Высокий балл говорит об активности, энергичности. Такие люди деятельны, работоспособны, жизнерадостны.
Низкий балл получают испытуемые с невысокой активностью. Они быстро устают. Их можно назвать скорее пессимистами, чем оптимистами.
8. Внимательность (внимательный, собранный, непоколебимый - невнимательный).
Высокий балл получают лица, способные к произвольной концентрации внимания. Они стабильно его удерживают в случае надобности, даже если деятельность не очень интересует их. Для них характерна собранность, глубокое погружение в работу. Эмоции помогают поддерживать стабильную концентрацию на объекте.
Низкий балл характерен для лиц, испытывающих трудности с произвольной концентрацией внимания. Они легко отвлекаются, с трудом сосредотачиваются, если деятельность не очень их интересует.
9. Целеустремленность (целеустремленный, упорный - не целеустремленный).
Высокий балл свидетельствует о наличии у испытуемого хорошо осознанных целей в жизни. Как правило, они стремятся планировать свое время и порядок выполнения дел. Таким людям бывает сложно в ситуациях, когда нет объективной возможности реализации целей.
Низкий балл говорит о недостаточной четкости целей и упорстве в их достижении. Такие люди не всегда хорошо понимают, чего хотят. Им бывает сложно в ситуациях, где необходимо самим планировать свои дела [23; с. 37-39].
- Введение
- Глава 1. Теоретический обзор работ по теме исследования
- 1.1 Волевые особенности личности
- 1.2 Адаптационный потенциал личности
- 1.3 Личность курильщика
- Глава 2. Методический аппарат исследования
- 2.2 Методика «Индикатор копинг-стратегий»
- 2.3 Методика диагностики волевых особенностей личности Чумакова М.В.
- 2.4 Методика Ильина Е.П. «Неразрешимая задача»
- Глава 3. Анализ эмпирических данных исследования
- 2.1 Организация и методы исследования личностных особенностей и курящих и не курящих подростков.
- Глава 9. «Письмо курящей девушке»
- Диета для курящих и пассивно курящих
- Курить – здоровью вредить!
- Предложение курить марихуану.
- 4.2. Курите, но после..., а не до... Но лучше – не курите!
- Домашнее чтение Открытое письмо курящей девушке
- 8. Особенности эмоионально-волевой сферы
- Лучший способ припутать девушку