logo
Диагностика актуальности риска в младшем подростковом возрасте (в рамках проекта "Профилактика зависимых форм поведения")

Введение

«Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет» - «Фауст», Гете

Одной из острейших проблем современного общества является проблема распространения наркомании и рост наркозависимости. Во всем мире понимают необходимость профилактических мер по предупреждению этих явлений.

С увеличением количества негативных тенденций социального окружения для диагностики риска наркозависимости актуальность приобретает исследование становления детской самостоятельности, автономности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Эти исследования направлены на выявление возможных мотивов наркотической пробы или продолжающегося употребления.

Данное исследование проводится в рамках проекта «Профилактика зависимых форм поведения», диагностической основой которого является опросник «Группы риска наркозависимости» [20].

Основное положение данного проекта - подростки, рискующие попасть в зависимые формы поведения, обладают определенными характеристиками, которые отличают их от несклонных к зависимости. Любые проблемы ребенка, как в эмоционально-личностной, эффективно-волевой или когнитивной сфере, выражается в определенной стереотипизации поведения. В подростковом возрасте это проявляется в неадекватности поведения в ситуации, связанной с определенным риском, пробой новых форм поведения.

Несмотря на некоторые разногласия, появившиеся у отечественных психологов - Эльконина Д.Б., Выготского Л.С., Поливановой К.Н., Цукерман Г.А. и др. - при определении психологического содержания подросткового возраста, отмечается, что главным в этот период является построение, открытие себя, обнаружение своих возможностей, своего соответствия.

Таким образом, для решения подростком задачи идентификации и самоопределения ему необходимо попробовать себя в разных качествах, в разных ролях. И наиболее показательная для подросткового возраста ситуация - это ситуация пробы. Психологическим содержанием такой ситуации является риск, поскольку каждая проба несет в себе частицу неизведанности и опасности, а потому требует от подростка самостоятельности, отваги.

Известно высказывание Эльконина: «у руки два конца». Одним концом мы трогаем предметы, другим - себя. Делая шаг в неизвестность, подросток с одной стороны познает мир, открывает в нем новые стороны, с другой - он познает себя, свои возможности, ценности, получает необходимое самочувствие. При этом, когда говорят о самочувствовании, имеют в виду такое крайне важное явление как чувство собственной уместности, значимости, нужности, причастности. Для каждого человека такое чувствование себя есть необходимое условие и социального существования и самооценки, но для растущего человека, в особенности для подростка, оно становится ведущей проблемой личного самоопределения и переживается особенно остро.

В связи с этим необходимо обеспечить условия в рамках образовательного учреждения, где подросток бы чувствовал достаточное сопротивление среды, преодолевая которое подросток чувствовал себя умелым, значимым, получал положительное самочувствие. Иначе он все равно начнет искать, только в другом месте, те условия, где он может себя почувствовать, реализовать. Если организовать подросткам возможность рисковать, то данные потребности удовлетворяются в социально-приемлемом русле.

Важной задачей здесь является выявление острых моментов, которые задают ребенку самочувствие. Для этого необходимо изучить и выявить готовность и отношение подростков к риску, потребность в риске, в какой мере и где они готовы рискнуть. На основе данного исследования можно составить определенную методику, где бы задавались выделенные для данного возраста предметы риска, проблематизировались, и по тому, насколько данная проблема актуальна для подростка, диагностировалось, находится он в зоне риска или это ситуация уже пройдена подростком.

Для диагностики адекватности поведения в ситуации риска (пробы) в опроснике «Группы риска наркозависимости» существует шкала «Поведение в ситуации риска». [Приложение 1] В русле модификации этой шкалы, проверки ее валидности проводится данное исследование.

Целью дипломной работы является - изучение и анализ актуальности риска в младшем подростковом возрасте.

Данная цель предполагает следующие задачи:

Ш исследовать восприятие риска подростками,

Ш исследовать отношение подростков к риску, ситуациям риска,

Ш выявить области риска,

Ш выделить основные предметы риска, характерные для данного возраста,

Ш сравнить и проанализировать полученные данные в контексте актуальности риска для подростков.

Были выдвинуты следующие гипотезы для исследования:

Гипотеза 1

Ш Основными зонами актуального риска в младшем подростковом возрасте являются отношения со сверстниками и освоение образа взрослости.

Гипотеза 2

Ш Нет существенных отличий в представлениях мальчиков и девочек относительно зон актуального риска

Данные, полученные в ходе исследования, необходимы для увеличения эффективности профилактических программ, а особенно для понимания того, как именно рискуют подростки, какие стратегии поведения они реализуют.

Более широкую рамку для исследования задает гипотеза о том, что чувствительность к риску является одной из характеристик возрастного развития. Следовательно, основной задачей становится - проследить динамику ее становления по возрастам. В данной дипломной работе эта задача реализуется относительно младшего подросткового возраста.