logo
Диагностика актуальности риска в младшем подростковом возрасте (в рамках проекта "Профилактика зависимых форм поведения")

1.3 Подростковый возраст - возраст проб. Поиск идентичности

Идентификационное поведение и идентичность развиваются непрерывно, начиная с раннего детства, в течение всей жизни. Однако в период взросления достигается определенная консолидация этих свойств. Завершается развитие половых ролей, заимствование других ролей, присущих зрелому возрасту, достижение равновесия между зависимостью и независимостью, усвоение регламентированных форм поведения. Идентификация происходит всегда в рамках определенных общественных отношений. При этом чрезвычайно существенно влияние родителей и других референтных личностей. Важна также роль других взрослых, служащих примером общественного положения, конституциональных и личностных особенностей и т.п.

Развитие «Я» и идентификация - взаимозависимые и дополняющие друг друга процессы.

Поиск идентичности может решаться по-разному. Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями. Некоторые молодые люди на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности.

В настоящее время формирование устойчивой идентичности - дело достаточно трудное, т.к. набор возможных идентификаций практически неисчерпаем. Любой культурно заданный стандарт, в принципе, доступен каждому. Средства массовой информации и произведения массовой культуры обрушивают на общество целую лавину образов, значительная часть которых не имеет ничего общего с реальностью конкретного социума.

Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».

Для решения подростком задачи идентификации и самоопределения ему необходимо попробовать себя в разных качествах, в разных ролях, поэтому наиболее показательная для подросткового возраста ситуация - это ситуация пробы, не именно наркотической, а пробы вообще. Психологическим содержанием такой ситуации является риск, поскольку каждая проба несет в себе частицу неизведанности и опасности, а потому требует от подростка самостоятельности, отваги.

Известно высказывание Эльконина: «у руки два конца». Одним концом мы трогаем предметы, другим - себя. Делая шаг в неизвестность, подросток с одной стороны познает мир, открывает в нем новые стороны, с другой - он познает себя, свои возможности, ценности.

При этом можно выделить основные тенденции данного возраста:

v развитие «Я» и идентификация как взаимозависимые и дополняющие друг друга процессы. Это осознание осуществляется и в самооценке и в отношениях со сверстниками и взрослыми. При этом один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей,

v возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими,

v переориентация общения с родителей, учителей на ровесников. В общении с ровесниками опробуются социальные нормы, усвоенные в семье, в школе или диктуемые самим обществом сверстников.

Таким образом, подростковый возраст можно назвать периодом оформления и утверждения разных форм поведения. Необходимо, чтобы весь арсенал возможных форм был опробован и «упакован». В дальнейшем при необходимости выбора, человек осознанно сможет использовать адекватную ситуации поведенческую форму.