logo
Диагностика актуальности риска в младшем подростковом возрасте (в рамках проекта "Профилактика зависимых форм поведения")

2.2 Дефицит эмоционально-волевой сферы

Следующей причиной формирования зависимых форм поведения, не менее значимой, относящейся к дефицитам ребенка, считается дефицит эмоционально-волевой сферы, аффективной регуляции. По данным исследования, к различным видам зависимости склонны дети с

· узким диапазоном средств общения,

· высоким конформизмом,

· некомпетентностью эмоциональных переживаний.

Это проявляется у человека в том, что разного рода внешние стимулы приводят к возникновению крайних категорий эмоций. Как правило, такие дети видят все в черно-белых красках, нет диапазона эмоций: «возбужденная радость (радость-восторг, ликование), спокойная радость (растроганная радость, радость-умиление), напряженная радость, исполненная устремленности (радость страстной надежды и трепетного ожидания)» [17]

Дефицит состоит в отсутствии эмоционального ресурса, переживания ситуации, эмоционального ее прочувствования. Соответственно мы говорим о том, что имеет место бедность эмоционального ресурса. В то время как чувства и эмоции представляют большое многообразие качеств и оттенков, такие дети не чувствуют полутонов. Они не гибкие в общении, не могут разрешать конфликтные ситуации.

Основной исходный момент, определяющий природу и функцию эмоций, заключается в том, что в эмоциональных процессах устанавливается связь между ходом событий, совершающимся в соответствии или вразрез с потребностями человека, с ходом его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением внутренних органических процессов - с другой. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. Возникая, таким образом, в деятельности человека, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, служат побуждением к деятельности.

Эмоциональная сфера начинает развиваться в раннем возрасте, в системе родитель - ребенок. Ребенок улыбается в ответ на улыбку взрослого, расстраивается, если расстроен взрослый. Д. Винникотт говорил, что потребности младенца настолько велики, что его как такового просто нет: не существует такого явления, как младенец, есть лишь младенец и мать. Он считал связку «мать - младенец» биологической системой, в которой адекватное разворачивание процесса развития ребенка обязательно требует фигуры, адекватно проявляющей заботу о нем.

Если ребенок растет в условиях депривации, когда родители не обращают внимания на его эмоциональные события, мало берут его на руки, прижимают к себе, мало улыбаются ему, его эмоционально-аффективная сфера не развивается. Более того, ребенок переживает стресс, в котором он практически не в состоянии самостоятельно поддерживать и успокаивать себя. Младенец, в отличие от взрослого, не умирает; включается природная защита, благодаря которой он просто засыпает. Однако повторение травмирующей ситуации приводит к прекращению развития и переходу в состояние апатии и отстраненности, известное под многими названиями, например «общее истощение» или «депрессия». Если реализации привязанности к единственному материнскому родителю что-то препятствует, ребенок умирает.

Если ребенок выживает, остается травма, которую позднее можно обнаружить по страху перед любыми аффектами, а иногда и по глубокому недоверию ко всем людям, глубокой убежденности, что как бы хорошо не шли дела, в один «прекрасный» миг ощущение безопасности внезапно рухнет. Такие люди склонны к сильному торможению всех функций заботы о себе; они нуждаются в ком-то, кто поможет им. Чем тяжелее страдания в детстве, тем сильнее сдвиг в сторону самообвинения. В этих обстоятельствах возникает потребность в «аддиктивном объекте».

Следующий важный этап становления эмоциональной сферы начинается, когда маленький человек приходит в детский сад. Она формируется в первую очередь в игре. В игре ребенок может принимать разные роли. Он может быть хитрым, злым, добрым. Ребенок за один день в детском саду проигрывает множество разных ролей, и каждая роль каким-то образом для него эмоционально окрашена. Соответственно он переживает разные эмоции. Ребенок получает целый диапазон эмоциональных переживаний. У него появляются основы произвольности, умение организовывать игру, удержать роль, например - будучи грустным, сыграть веселого. Если ребенок не имел этой возможности, то мы говорим, что диапазон эмоциональных переживаний у него небольшой.