logo
Диагностика актуальности риска в младшем подростковом возрасте (в рамках проекта "Профилактика зависимых форм поведения")

Глава 2. Анализ психологических причин возникновения зависимых форм поведения

Наряду с социальными, медицинскими и другими причинами, лежащими в основе зависимости, существуют причины психологические, которые кроются внутри человека и приводят к формированию готовности и предрасположенности к проявлениям зависимости в определенных ситуациях. Психологическую уязвимость усиливают неблагоприятные условия, в которые попадает человек. Однако в одних и тех же условиях одни люди рискуют больше, а другие меньше. Известно много примеров, когда разные люди, попадая в одни и те же жизненные ситуации, вели себя совершенно по-разному, демонстрируя различные стратегии выхода из ситуации. Это во многом зависит от внутренних характеристик человека: уверенности в себе, собственных силах, способности увидеть ситуацию в целом, от возможности эмоционального переживания ситуации как разрешимой, наличия опыта продуктивного разрешения сложных жизненных ситуаций и других факторов.

Человек не склонен к патологической зависимости, если он находится в относительном согласии с самим собой, своими чувствами и способен адекватно выражать эти чувства, если он поддерживает здоровые отношения с другими людьми и может позаботиться о себе. Появление зависимости служит симптомом наличия некоторых дефицитов у человека и отражает базовые трудности в сфере саморегуляции, включающие четыре основных аспекта психологической жизни:

· чувства,

· самооценку,

· человеческие взаимоотношения

· заботу о себе.

Таким образом, ключевая причина зависимого поведения находится внутри человека в виде психологической предрасположенности к появлению зависимого поведения. [20]

Можно говорить о формировании предрасположенности к зависимым формам поведения с раннего детства под влиянием социальной ситуации развития, типов детско-родительских отношений. Травмирующее или пренебрежительное поведение родителей не приводит к формированию уверенности в своих силах, инициативности и ответственности за свои поступки, не формирует положительного отношения к себе и к окружающим. А формирует неуверенность в собственных силах и стремление компенсировать собственные дефициты. Так, например, если человек с трудом умеет устанавливать отношения, то будет зависим от того, кому это легко удается. Таким образом, объект зависимости служит заместителем дефекта в психологической структуре личности.

Аддикция - это попытка решения жизненных проблем индивидами, обладающими различными уровнями уязвимости и способности к быстрому восстановлению сил.

Метафорически аддиктивным поведением называется глубокая, рабская зависимость от некоей власти, от непреодолимой вынуждающей силы, которая обычно воспринимается и переживается как идущая извне, будь то наркотики, пища, деньги, власть, азартные игры, любая система или объект, требующие от человека тотального повиновения. Такое поведение выглядит как добровольное подчинение.

Чувство собственной ценности и любовь к самому себе возникает из самой ранней фазы отношений «родитель-ребенок». Базовое чувство благополучия, внутренней гармонии и целостности создается как функция оптимальной успокоенности, сытости и защищенности. Впоследствии на этом основывается способность к любви «Я - другой» через реакцию взаимного восхищения, которая возникает между родителями и развивающимся ребенком.

Д. Штерн подчеркивает, как важно для правильного развития младенца, чтобы в ходе эмоционального общения с ним мать демонстрировала ему «жизнерадостные чувства», контактируя с малышом или просто находясь в границах его сферы наблюдения. У человека развивается чувство собственной ценности, возникают ведущие жизненные установки и стремления, закладывается здоровая способность к независимому существованию

Так, например, часто мотивацией к употреблению наркотических веществ выступает групповое давление, стремление к подражанию, потребность в идентификации. Акт употребления наркотического вещества - не столько поведенческое проявление мотива, направленного на активное нанесение себе вреда, сколько показатель неуспешности и дефицитарности развития, вследствие чего человек оказывается не готовым к сложным жизненным ситуациям. Идет ли речь об опасности употребления наркотиков и алкоголя или о рисках повседневной жизни (будь то несчастный случай, болезни или финансовые затруднения), такие люди неизменно подтверждают свою неспособность защитить себя в разных ситуациях.

Многочисленные исследования зависимых от наркотиков подростков обнаружили одну особенность в их поведении - это стремление к риску и опасности, к преодолению ограничений и препятствий, норм и запретов. Однако люди, с аддиктивными формами поведения вовсе не стремятся навстречу риску и опасности - они скорее не могут их предчувствовать и, как следствие, не принимают в расчет. Можно говорить о том, что снижение способности к самозащите и стремление к выживанию у рискующих проистекает из дефицита способности заботиться о себе.

Можно сказать, что способность заботиться о себе включает в себя

q проверку реальности,

q рассудительность,

q самоконтроль,

q умение воспринимать сигналы тревоги и

q видеть причинно-следственные связи.

Способность заботиться о себе развивается из роли родителей как питающих, помогающих и оберегающих малыша в раннем детстве, а также из более поздних взаимодействий «Ребенок - родители». Если условия развития помогают формированию этой способности, растущий ребенок реализует адекватные защитные функции и реакции, позволяющие заботиться о себе.

Таким образом, уязвимость саморегуляторной сферы зависимого человека включает в себя дефицитарность эмоциональной сферы и способности заботиться о себе. Такое сочетание ставит его в ситуацию повышенного риска. Г. Кристалл отмечал: «Для нормального психического функционирования необходимо удерживать аффекты на переносимом уровне, позволяя себе получать от них максимум информации».

Исследование психологических характеристик зависимых людей и анализ историй их развития позволили обнаружить, что в основе появления зависимых форм поведения лежат две причины. С одной стороны, это дефицит ресурсов человека по отношению к окружающей действительности, с другой - их избыточность по отношению к бедной среде и быстрая утрата самочувствования в освоенных ситуациях. [20]

Когда говорят о самочувствовании, имеют в виду такое крайне важное явление как чувство собственной уместности, значимости, нужности, причастности. Для каждого человека такое чувствование себя есть необходимое условие и социального существования и самооценки, но для растущего человека, в особенности для подростка, оно становится ведущей проблемой личного самоопределения и переживается особенно остро.

В рамках первого можно рассматривать дефициты самостоятельных форм поведения (умение самостоятельно принимать решение, проявлять заботу о себе и других); в рамках второго - дефицит эмоционально-волевой сферы (отсутствие эмоционального диапазона, категоричность эмоций), функциональные дефициты.