Заключение
Подводя итоги лекции, посвященной общим механизмам адаптации, следует отметить, что срочная, т. е. быстрая адаптация при резком изменении различных экологических факторов, несмотря на общность неспецифических механизмов, все же имеет свои отличительные особенности при различных воздействиях. Так, физиологические реакции организма при адаптации к холоду и повышенным температурам, к избытку или недостатку воды, избытку или недостатку физической нагрузки, особенно на ранних этапах существенно различаются.
В то же время основные неспецифические клеточные процессы (гипоксия, свободнорадикальное окисление) всегда имеют место. Это открывает возможности для повышения приспособляемости человеческого организма к различным условиям существования за счет определенных технологий, прежде всего, тренировки к гипоксии и обеспечения защиты организма от свободных радикалов.
Необходимо в заключение отметить, что старая истина «в здоровом теле – здоровый дух» с позиций современных представлений об адаптации приобретает новое звучание. Во всех современных руководствах по повышению уровня психического здоровья в качестве одного из важнейших средств рассматривается «оздоровление окружающей среды», куда, среди прочих мер, включаются рекомендации по формированию здорового образа жизни, под чем понимают достаточный уровень физической активности, закаливание, занятия физкультурой или спортом, в целом — активный образ жизни. Впечатляющий пример справедливости этого дают недавно опубликованные данные, согласно которым регулярные физические упражнения помогают не только сохранить здоровое тело, но и избежать развития слабоумия и болезни Альцгеймера в старости. По данным исследования, даже умеренные физические упражнения в возрасте 40 или 50 лет вдвое сокращают риск слабоумия в старости. Люди, генетически предрасположенные к болезни Альцгеймера, могут таким образом сократить риск развития этого заболевания на 60 %. Неясно, почему физическая активность способствует сохранению интеллекта, основное предположение заключается в том, что регулярная нагрузка улучшает кровоснабжение мозга. Упражнения также могут уменьшить количество протеина амилоида, накопление которого в мозгу происходит при болезни Альцгеймера.
СЛАЙД 26 (70). Вопросы к лекции 3.
Вопросы к лекции 3.
Основные факторы окружающей среды, действующие на человека.
Определение понятия «адаптация». Виды адаптации. Норма реакции.
Определение понятия «гомеостаз».
Определение понятий «стресс», «эустресс», «дистресс» и «шок».
Виды стресса по характеру воздействия.
Характеристика стресс-реакции. Три стадии стресса. Реакция на новое требование среды при хроническом стрессе.
Гормональное обеспечение стресс-реакции.
Цена адаптации. Индивидуальная стрессреактивность. Перекрестная адаптация.
Гипоксический стресс. Классификация гипоксии. Повышение толерантности к гипоксии.
Последствия подавления антиоксидантных систем.
- Лекции по валеологии и экологии человека. 2011 г.
- Основные уровни, модели и критерии здоровья
- 2. Способность к адаптации к данным условиям внешней среды: поддерживается динамическое равновесие организма и его функций в конкретных условиях внешней среды.
- Демографическая статистика как индикатор здоровья населения
- Слайд 17. Самостоятельная работа №1.
- Лекция 2. Статистика заболеваемости населения как показатель здоровья
- Предотвращенный экономический ущерб Общий экономический ущерб в связи с заболеваемостью, инвалидностью и смертностью
- Предотвращенный экономический ущерб
- Метод медицинских осмотров в оценке уровня здоровья групп
- Оценка индивидуального здоровья – метод функциональных нагрузок
- Психическое здоровье как часть общественного здоровья
- Заключение
- 5 Функциональных уровней (классов) физического состояния, соответствующие значения мпк. Расчет мпк и дмпк.
- Лекция 3. Человек и окружающая среда – проблема адаптации и дезадаптации к условиям существования Вступление
- Понятие об адаптации и экология человека
- Стресс и гипоксия. Перекрестная адаптация и неспецифическая профилактика
- Заключение
- Лекция 4. Окружающая среда и здоровье человека — роль природы и технологий Вступление
- Природная среда и здоровье – проблема обусловленности
- Антропогенное воздействие на окружающую среду и здоровье – проблема объективных оценок
- Заключение
- Слайд 15-17 (85-87). Заключение 1-3. Слайд 18 (88) . Список вопросов к лекции 4. Список вопросов к лекции 4.
- Вопросы к зачету по 1-му разделу.