Метод медицинских осмотров в оценке уровня здоровья групп
В связи с объективными ограничениями использования данных медицинской статистики большое значение приобретает другой подход к оценке состояния здоровья — метод специальных наблюдений — медицинских осмотров, на которых присутствуют врачи, имеющие разные специализации (кардиолог, хирург, невропатолог, гинеколог, стоматолог, окулист и т. п.). Понятно, что данный метод применим к сравнительно небольшим контингентам населения. Как правило, при таких осмотрах удается впервые выявить множество заболеваний и составить более объективную картину о здоровье исследуемого контингента. Такие медосмотры удобно проводить в организованных коллективах либо при обеспечении специальных организационных мер – среди неорганизованного населения. Сопоставление данных, полученных в результате таких осмотров, например, на предприятиях, где имеются вредные условия труда, или в армии, в высших учебных заведениях, где концентрируются молодые люди примерно одинакового возраста, с данными за более ранние периоды времени позволяет специалистам судить о происшедших изменениях в состоянии здоровья соответствующего контингента во временном масштабе.
СЛАЙД 8 (32) .Метод медицинских осмотров
Например, в 70-е годы внимание ученых привлекло явление акселерации среди подростков. Довольно интенсивно обсуждался вопрос, почему современные подростки перегоняют по росту своих родителей и почему человек конца 20-го века в целом заметно крупнее средневекового (это было заметно хотя бы по тому факту, что дошедшие до нас латы средневековых рыцарей малы для среднестатистического мужчины нашего времени)
Одной из гипотез, объясняющих этот факт, было влияние техногенного изменения материального состава внешней среды, в частности, вдыхаемого воздуха, в котором растет концентрация углекислого газа. Высказывалось предположение, что это влечет за собой увеличение легочных экскурсий, рост объема грудной клетки и, как следствие, увеличение размеров тела. Были и другие идеи, например, связанные с периодами похолодания и потепления, однако полной ясности в объяснении этого явления нет и до сегодняшнего дня. Следует подчеркнуть, что объективно выявить эти изменения помогли систематические медосмотры и антропометрия среди учащейся молодежи.
В последние десятилетия, благодаря использованию этих же методов, исследователи отмечают общую тенденцию к «грациализации» девушек-подростков (удлинение длинных трубчатых костей и общая перестройка скелета, более высокий рост за счет удлинения нижних конечностей). Возможно, это следствие экологического неблагополучия (так, например, существуют сведения о том, что действие полихлорбифенилов, изменяющее функции эндокринной системы, приводит к нарушению своевременности окостенения эпифизов костей, вследствие чего конечности становятся длиннее).
СЛАЙД 9 (33). Причины акселерации и «грациализации»
Примечание:
Полихлорбифенилы - вещества техногенного происхождения, как
правило, представляющие собой тяжелые высококипя-
щие маслянистые жидкости, широко использующиеся
в качестве смазочных материалов, а также в электро-
технической, лакокрасочной и др. отраслях промыш-
ленности.
ПХБ очень инертны, высокостабильны, обладают
ярко выраженными липофильными свойствами, спо-
собны накапливаться в живых организмах и окружаю-
щей среде, активно передаются по пищевым цепям.
При продвижении по такой цепи доля высокохлори-
рованных (т.е. более устойчивых) ПХБ увеличивается,
возрастают и аккумулируемые концентрации
Пути поступления этих токсикантов в водоемы
традиционны - подземные, промышленные, бытовые
воды, поверхностный сток, судоходство, атмосфер-
ный перенос. В водоеме незначительные количества
ПХБ вместе с испарениями поднимаются в воздух и
повторно включаются в перенос. Основная их часть
сорбируется на взвешенных частицах, оседает на дно,
поглощается растительностью и гидробионтами, в них
накапливается и метаболизируется, нанося значитель-
ный ущерб экосистеме .
Аккумулируясь в малых количествах, ПХБ нега-
тивно воздействуют на физиологические показатели и
репродукцию водных организмов. Повышение уровня
их накопления в гидробионтах может привести к более
серьезным последствиям, вызывая, в конечном счете,
гибель отдельных особей, видов, и даже целых сооб-
ществ .
Подобные наблюдения возможны только при систематической организации соответствующих медицинских осмотров и проведении антропометрических измерений.
Если анализировать плюсы и минусы метода медицинских осмотров, следует отметить их большую объективность и углубленность, однако совершенно очевидно, что этот метод требует значительных затрат и годится только для ограниченных контингентов населения.
- Лекции по валеологии и экологии человека. 2011 г.
- Основные уровни, модели и критерии здоровья
- 2. Способность к адаптации к данным условиям внешней среды: поддерживается динамическое равновесие организма и его функций в конкретных условиях внешней среды.
- Демографическая статистика как индикатор здоровья населения
- Слайд 17. Самостоятельная работа №1.
- Лекция 2. Статистика заболеваемости населения как показатель здоровья
- Предотвращенный экономический ущерб Общий экономический ущерб в связи с заболеваемостью, инвалидностью и смертностью
- Предотвращенный экономический ущерб
- Метод медицинских осмотров в оценке уровня здоровья групп
- Оценка индивидуального здоровья – метод функциональных нагрузок
- Психическое здоровье как часть общественного здоровья
- Заключение
- 5 Функциональных уровней (классов) физического состояния, соответствующие значения мпк. Расчет мпк и дмпк.
- Лекция 3. Человек и окружающая среда – проблема адаптации и дезадаптации к условиям существования Вступление
- Понятие об адаптации и экология человека
- Стресс и гипоксия. Перекрестная адаптация и неспецифическая профилактика
- Заключение
- Лекция 4. Окружающая среда и здоровье человека — роль природы и технологий Вступление
- Природная среда и здоровье – проблема обусловленности
- Антропогенное воздействие на окружающую среду и здоровье – проблема объективных оценок
- Заключение
- Слайд 15-17 (85-87). Заключение 1-3. Слайд 18 (88) . Список вопросов к лекции 4. Список вопросов к лекции 4.
- Вопросы к зачету по 1-му разделу.