Понятие об ощущениях. Измерение и изменение ощущений
Ощущение — отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Для того чтобы вовремя реагировать на эти изменения, в процессе эволюции у живых организмов развились группы специализированных клеток, рецепторов (от лат. recipere — получать), чувствительных к различным воздействиям со стороны внутренней и внешней среды. Импульсы, порождаемые этими клетками, по афферентным нервным волокнам направляются в центральную нервную систему, где передаваемая вместе с ними информация перерабатывается, после чего следуют ответные импульсы, которые по эфферентным волокнам направляются к так называемым исполнительным органам, в качестве которых могут выступать мышцы и органы секреции, а также сами рецепторы, которые в свою очередь реагируют на наступившие при этом изменения и вновь посылают свои сигналы. Таким образом замыкается так называемое рефлекторное кольцо, которое является физиологической основой формирования психических феноменов. Так работают все анализаторы, в пространстве которых формируются психические образы. Следовательно, анализатор состоит из рецептора, афферентных и эфферентных волокон и соответствующего участка центральной нервной системы.
Ощущение возникает только в результате изменений, происходящих в рецепторах под влиянием различных форм движения либо самих органов чувств, либо окружающей среды.
Все ощущения классифицируются в соответствии с классификацией рецепторов, предложенной знаменитым английским физиологом Шеррингтоном. Все рецепторы он предложил разделить на три группы: дистантные и контактные экстерорецепторы, располагающиеся на поверхности тела и реагирующие на воздействия со стороны внешней среды; интерорецепторы, реагирующие на изменения во внутренних органах; и проприорецепторы, заложенные в мышцах и связках.
Экстерорецептивные ощущения — возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела. В свою очередь они делятся на дистантные (зрительные и слуховые) и контактные (осязательные и вкусовые). Интерорецептивные (органические) ощущения — сигнализируют о том, что происходит в организме (голод, жажда, боль). Проприоцептивные ощущения — расположены в мышцах, связках и сухожилиях, с их помощью мозг получает информацию о движении и положении тела.
С переживанием интенсивности воздействий (свет может быть тусклым или ярким, звук тихим или громким, прикосновение сильным или слабым и т.д.) связаны такие характеристики ощущения, как чувствительность и пороги чувствительности. Под чувствительностью понимают способность давать ощущение вообще. Под порогами чувствительности понимают такие выраженные в физических величинах значения интенсивности воздействий, пересечение которых приводит либо к возникновению, либо к исчезновению адекватных ощущений. Под абсолютным нижним порогом чувствительности понимают минимальную силу воздействия на рецепторы, при которой возникает ощущение. Между нижним порогом чувствительности и чувствительностью имеется обратно пропорциональная зависимость: чем выше порог, тем меньше чувствительность и наоборот. При пересечении верхнего абсолютного порога чувствительности ощущение перестает быть адекватным и возникает чувство боли: болезненно яркий свет, болезненно громкий звук и другие болезненные ощущения. Минимальная величина, на которую нужно изменить воздействия, чтобы человек ощутил эти изменения (яркости, громкости, силы прикосновения, более соленого или менее соленого и т.д.), называется разностным порогом чувствительности.
Общие свойства ощущений: качество (каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные — цветовым тоном, насыщенностью, светлотой); интенсивность (определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора); длительность (определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью); пространственная локализация раздражителей (пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, например, в некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощущения)).
Закон Вебера — Фехнера — закон психофизики, отражающий характер зависимости силы ощущения от интенсивности воздействия на органы чувств: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности стимула.
- Рассмотрение предмета и объекта психологии различными психологическими направлениями (бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология)
- Этапы и особенности развития психологической науки:
- Соотношение научной и житейской психологии
- Педагогика как наука
- История становления педагогики
- Отрасли педагогики
- Основные категории и понятия педагогики
- Взаимодополняемость педагогики и психологии
- Методы психологии
- Методы педагогики
- 2 Группа – методы обработки и осмысления полученных педагогических данных.
- Психика человека
- Основные формы проявления психики:
- Отличия и общие особенности психики человека и психики животных
- Возникновение и развитие сознания
- Характеристики сознания:
- Бессознательное
- Понятие об ощущениях. Измерение и изменение ощущений
- Адаптация и сенсибилизация органов чувств
- Восприятие, его виды и свойства
- Характеристики образа восприятия:
- Основные процессы памяти:
- Виды внимания
- Понятие мышления. Особенности его развития. Виды мышления. Структура мыслительного процесса. Операции мышления. Основные формы логического мышления
- Структура интеллекта:
- Воображение и его виды. Механизмы воображения
- Виды воображения:
- Виды и функции речи. Общение. Педагогическое общение
- Механизмы речи (по н. И. Жинкину):
- Психология личности
- Структура личности (к.К. Платонов):
- Структура личности (по с.Л. Рубинштейну):
- Общее строение мотивационно-потребностной сферы человека:
- Виды потребностей:
- Характеристика мотивов:
- Характеристика интереса как одного из видов мотива
- Основные подходы к изучению личности человека в зарубежной психологии:
- Понятие мотива и мотивации. Мотивация в обучении. Мотивация достижения успеха и избегания неудач
- Мотивация успеха и мотивация боязни (избегания) неудачи
- Характер. Основные типы и свойства характера
- Черты характера определяют психологические особенности самой личности.
- Типы акцентуаций
- 1. Сильный. У человека, которому он свойствен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу внд соответствует сангвинический темперамент.
- 2. Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу внд соответствует холерический темперамент.
- 3. Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу внд соответствует флегматический темперамент.
- 4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этому типу внд соответствует меланхолический темперамент.
- Сущность деятельности человека. Особенности деятельности. Основные характеристики деятельности человека. Виды деятельности человека. Структура деятельности человека. Педагогическая деятельность
- Классификация эмоций
- Понятие и содержание обучения, образования и воспитания. Основные педагогические принципы. Структура обучения и воспитания.
- Функции обучения:
- Сущность и содержание педагогического процесса и педагогической деятельности
- Методы обучения и воспитания
- Формы обучения и воспитания
- Теории и виды обучения
- Методы стимулирования в педагогическом воздействии на личность. Методы и средства педагогического воздействий на личность
- Стили педагогического руководства
- Психологические явления и процессы в различных социальных группах
- Психологические явления и процессы, возникающие в малых группах