Характеристика интереса как одного из видов мотива
Неосознанным побудителем деятельности является установка. Под установкой понимается неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающиму его людям или объектам. («Теория установки» была основана грузинским психологом Д. Узнадзе).
Важнейшим психологическим новообразованием личности является становление самооценки и устойчивого образа «Я». Совокупность психических принципов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представление индивида о самом себе складывается в мысленный «образ Я».
Самосознание — продукт развития. Этот процесс переосмысливания, происходящий всю жизнь у человека, образует основные содержание его внутреннего мира, определяющие мотивы и смысл его деятельности.
Существенной стороной самосознания является самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей. Она порождает самоутверждение и регулирует всю деятельность и поведение.
Теории личности. Теоретические направления психологии личности часто классифицируют в терминах трех основных категорий:
Первая категория — психоанализ, представляет собой человека как существо, предопределенное биологическими инстинктами.
По вопросу об источниках активности личности в психологии существовали различные точки зрения. Впервые вопрос об активности личности был поставлен австрийским психиатром З. Фрейдом — основоположником теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории сводятся к следующему: источником активности человека являются инстинктивные побуждения, данные ему от рождения, передающиеся по наследству. Это мир инстинктов, биологических и физиологических побуждений, влечений, бессознательных импульсов, природа которых, по мысли Фрейда, неизвестна и непознаваема. В основе эго учения лежит биологическое начало в человеке.
З. Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую активность человека: «либидо» и «агрессию». Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются из сознания в виде символов — в форме сновидений, в мифах, в образах искусства, побуждая активность к совершению тex или иных действий и поступков.
Защитные механизмы личности (З. Фрейд):
вытеснение (как первичную защиту эго, которая обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги);
проекция (защитный механизм представляет собой процесс, посредством которого человек приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведения другим людям; проекция позволяет человеку возлагать вину на других);
замещение (происходит переадресовка от одного объекта к другому; такое замещение мы часто видим в жизни, когда человек срывает свое раздражение, гнев, досаду, вызванные одним лицом, на другом лице или на первом попавшемся предмете).
Рационализация (возникает ложная аргументация, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправдывается в глазах окружающих; например, после многократных неудачных попыток добиться цели, человек начинает убеждать, что это к лучшему);
реактивное образование (механизм проявлется в подавлении одних импульсов и выдвижении совершенно противоположных);
регрессия (характерен возврат к ребячеству, детским моделям поведения);
сублимация (даёт возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выразить посредством социально приемлемых мыслей или действий);
отрицание (включается тогда, когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие).
Вторая категория в психологии личности, бихевиоризм, трактует людей практически как послушные и пассивные жертвы сил окружающей среды (Б. Скиннер, Д. Уотсон и др.).
Третья категория - гуманистическая психология — направлении персонологии, человек от природы способен к самосовершенствованию.
А. Маслоу указал, что творчество является наиболее умиротворенной характеристикой человека, которое потенциально присутствует во всех людях от рождения. Творчество — универсальная функция человека, ведущая ко всем формам самовыражения.
Другой представитель данного направления К. Роджерс в результате своих клинических наблюдений пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям. Доброта, по мнению Роджерса, свойственна природе человека и если дать ему возможность раскрыть врожденный потенциал, он будет развиваться оптимально и эффективно.
Роджерс выдвинул гипотезу о том что все поведение вдохновляется и регулируется объединяющим мотивом, который охватывал тенденцией актуализации. Эта тенденция ведет к самоактуализации и проявляется в желании достичь или завершить что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной и совершенной.
- Рассмотрение предмета и объекта психологии различными психологическими направлениями (бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология)
- Этапы и особенности развития психологической науки:
- Соотношение научной и житейской психологии
- Педагогика как наука
- История становления педагогики
- Отрасли педагогики
- Основные категории и понятия педагогики
- Взаимодополняемость педагогики и психологии
- Методы психологии
- Методы педагогики
- 2 Группа – методы обработки и осмысления полученных педагогических данных.
- Психика человека
- Основные формы проявления психики:
- Отличия и общие особенности психики человека и психики животных
- Возникновение и развитие сознания
- Характеристики сознания:
- Бессознательное
- Понятие об ощущениях. Измерение и изменение ощущений
- Адаптация и сенсибилизация органов чувств
- Восприятие, его виды и свойства
- Характеристики образа восприятия:
- Основные процессы памяти:
- Виды внимания
- Понятие мышления. Особенности его развития. Виды мышления. Структура мыслительного процесса. Операции мышления. Основные формы логического мышления
- Структура интеллекта:
- Воображение и его виды. Механизмы воображения
- Виды воображения:
- Виды и функции речи. Общение. Педагогическое общение
- Механизмы речи (по н. И. Жинкину):
- Психология личности
- Структура личности (к.К. Платонов):
- Структура личности (по с.Л. Рубинштейну):
- Общее строение мотивационно-потребностной сферы человека:
- Виды потребностей:
- Характеристика мотивов:
- Характеристика интереса как одного из видов мотива
- Основные подходы к изучению личности человека в зарубежной психологии:
- Понятие мотива и мотивации. Мотивация в обучении. Мотивация достижения успеха и избегания неудач
- Мотивация успеха и мотивация боязни (избегания) неудачи
- Характер. Основные типы и свойства характера
- Черты характера определяют психологические особенности самой личности.
- Типы акцентуаций
- 1. Сильный. У человека, которому он свойствен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу внд соответствует сангвинический темперамент.
- 2. Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу внд соответствует холерический темперамент.
- 3. Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу внд соответствует флегматический темперамент.
- 4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этому типу внд соответствует меланхолический темперамент.
- Сущность деятельности человека. Особенности деятельности. Основные характеристики деятельности человека. Виды деятельности человека. Структура деятельности человека. Педагогическая деятельность
- Классификация эмоций
- Понятие и содержание обучения, образования и воспитания. Основные педагогические принципы. Структура обучения и воспитания.
- Функции обучения:
- Сущность и содержание педагогического процесса и педагогической деятельности
- Методы обучения и воспитания
- Формы обучения и воспитания
- Теории и виды обучения
- Методы стимулирования в педагогическом воздействии на личность. Методы и средства педагогического воздействий на личность
- Стили педагогического руководства
- Психологические явления и процессы в различных социальных группах
- Психологические явления и процессы, возникающие в малых группах