История становления педагогики
Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:
1) зарождение педагогических идей в русле философских учений. В трудах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки, Квинтилиана, Варлаама, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Конфуция) можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании. Демокрит писал: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает природу». Сократ видел верный путь проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». В поисках истины многие руководствуются сократовским тезисом: «Я знаю, что я ничего не знаю». Аристотель высоко ценил миссию воспитателя: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые — достойную жизнь». До сих пор актуален принцип, сформулированный Конфуцием: «Учиться и время от времени повторять изученное».
2) формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений. Педагогика обрела статус науки благодаря трудам чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670) и его работе «Великая дидактика». Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса. Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность. Вопросы восприятия и обучения он рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени. В условиях экспериментальной школы И. Песталоцци проверял программу обучения и воспитания бедняков, искал ее психологические источники. Он разрабатывал метод элементарного образования, развивающий способности ребенка через систему упражнений. В процессе разработки основ образования И. Песталоцци предлагал ориентироваться на знание психологии. А. Дистервег сформулировал и раскрыл два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — природосообразности и культуросообразности. Он ввел следующие дидактические правила — ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащихся, заинтересованность учителя и ученика. Ф. Ницше (1844—1900) выделял проблему элитного воспитания — гениев, правителей и законодателей. Их гениальность должна была проявляться не только в сфере искусств, наук, философии, но и при утверждении жизненных ценностей. Г. Спенсер (1820—1903) настаивал на приоритете естественнонаучного образования как наиболее полезного для нужд каждого человека. В Европе употребление слова «дидактика» (от греч. didaktikos — поучающий, didasko — изучающий) первоначально было введено в Германии. С 1613 г., благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу, оно понималось как искусство обучения. Сегодня дидактика (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики.
3) переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте. В педагогике прослеживаются две основные парадигмы — педагогический традиционализм (источниками педагогической науки и практики считаются социально-исторические знания) и альтернативное направление (концепции свободного воспитания, экспериментальной, прагматической, функциональной педагогики и педагогики личности).
Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками — философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой. В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:
1) современная система образования и воспитания касается практически всех людей;
2) во многих странах создана система непрерывного образования человека;
3) педагогика включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.
- Рассмотрение предмета и объекта психологии различными психологическими направлениями (бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология)
- Этапы и особенности развития психологической науки:
- Соотношение научной и житейской психологии
- Педагогика как наука
- История становления педагогики
- Отрасли педагогики
- Основные категории и понятия педагогики
- Взаимодополняемость педагогики и психологии
- Методы психологии
- Методы педагогики
- 2 Группа – методы обработки и осмысления полученных педагогических данных.
- Психика человека
- Основные формы проявления психики:
- Отличия и общие особенности психики человека и психики животных
- Возникновение и развитие сознания
- Характеристики сознания:
- Бессознательное
- Понятие об ощущениях. Измерение и изменение ощущений
- Адаптация и сенсибилизация органов чувств
- Восприятие, его виды и свойства
- Характеристики образа восприятия:
- Основные процессы памяти:
- Виды внимания
- Понятие мышления. Особенности его развития. Виды мышления. Структура мыслительного процесса. Операции мышления. Основные формы логического мышления
- Структура интеллекта:
- Воображение и его виды. Механизмы воображения
- Виды воображения:
- Виды и функции речи. Общение. Педагогическое общение
- Механизмы речи (по н. И. Жинкину):
- Психология личности
- Структура личности (к.К. Платонов):
- Структура личности (по с.Л. Рубинштейну):
- Общее строение мотивационно-потребностной сферы человека:
- Виды потребностей:
- Характеристика мотивов:
- Характеристика интереса как одного из видов мотива
- Основные подходы к изучению личности человека в зарубежной психологии:
- Понятие мотива и мотивации. Мотивация в обучении. Мотивация достижения успеха и избегания неудач
- Мотивация успеха и мотивация боязни (избегания) неудачи
- Характер. Основные типы и свойства характера
- Черты характера определяют психологические особенности самой личности.
- Типы акцентуаций
- 1. Сильный. У человека, которому он свойствен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу внд соответствует сангвинический темперамент.
- 2. Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу внд соответствует холерический темперамент.
- 3. Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу внд соответствует флегматический темперамент.
- 4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этому типу внд соответствует меланхолический темперамент.
- Сущность деятельности человека. Особенности деятельности. Основные характеристики деятельности человека. Виды деятельности человека. Структура деятельности человека. Педагогическая деятельность
- Классификация эмоций
- Понятие и содержание обучения, образования и воспитания. Основные педагогические принципы. Структура обучения и воспитания.
- Функции обучения:
- Сущность и содержание педагогического процесса и педагогической деятельности
- Методы обучения и воспитания
- Формы обучения и воспитания
- Теории и виды обучения
- Методы стимулирования в педагогическом воздействии на личность. Методы и средства педагогического воздействий на личность
- Стили педагогического руководства
- Психологические явления и процессы в различных социальных группах
- Психологические явления и процессы, возникающие в малых группах