Психика человека
Основные психологические понятия по теме психика
Активность — всеобщее качество живой материи вступать во взаимодействие с окружающей средой, характеризуется наличием в этом взаимодействии субъективного компонента и способностью создавать психический образ и действовать с учетом его.
Анализатор — сложная нейрофизиологическая система, обеспечивающая восприятие и анализ раздражений, действующих на человека. Включает в себя рецептор, нервные пути, связывающие рецептор с мозгом, и специфические отделы последнего, перерабатывающие нервные импульсы. Понятие предложено И.П. Павловым.
Ассоциация — связь психических явлений, формирующаяся по определенным законам (смежность в пространстве, во времени и др.).
Безусловный рефлекс — основное понятие рефлекторной теории психики И.М Сеченова — И.П. Павлова; врожденное инстинктивное реагирование на стимул.
Духовность — родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования.
Душа — понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.
Душевность — характеристика человека, проявляющаяся в сердечности, открытости, в способности сопереживать другому, понимать его и принимать как самоценность.
Интроспективный метод — метод психологии, основанный на самонаблюдении.
Лабильность — способность нервных клеток быстро переходить из возбужденного состояния в тормозное и наоборот.
Психика — свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
Познание — процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний.
Рефлекс — ответный акт организма, детерминированный воздействием факторов внешней и внутренней среды на составляющие рецепторы.
Рефлекс безусловный — врожденное, инстинктивное реагирование на стимул.
Рефлекс условный — временная связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей.
Рефлексия — обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния.
Рецепторы — специальные чувствительные нервные образования, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды и перерабатывающие их в нервные сигналы.
Стимул — внешнее или внутреннее воздействие, вызывающее в рецепторе возбудительный процесс.
Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Психика — это не материя, а ее свойство. Свойство данной высокоорганизованной материи (нервной системы) связано с самой материей так же, как, например, свойство зеркала отражать — с самим зеркалом как материальным объектом. Любое свойство любого материального объекта (сущности) проявляется только при его взаимодействии с другими объектами (сущностями).
Основное свойство психики заключается в активном отражении окружающей действительности, т.е. в активном построении образа окружающего мира.
- Рассмотрение предмета и объекта психологии различными психологическими направлениями (бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология)
- Этапы и особенности развития психологической науки:
- Соотношение научной и житейской психологии
- Педагогика как наука
- История становления педагогики
- Отрасли педагогики
- Основные категории и понятия педагогики
- Взаимодополняемость педагогики и психологии
- Методы психологии
- Методы педагогики
- 2 Группа – методы обработки и осмысления полученных педагогических данных.
- Психика человека
- Основные формы проявления психики:
- Отличия и общие особенности психики человека и психики животных
- Возникновение и развитие сознания
- Характеристики сознания:
- Бессознательное
- Понятие об ощущениях. Измерение и изменение ощущений
- Адаптация и сенсибилизация органов чувств
- Восприятие, его виды и свойства
- Характеристики образа восприятия:
- Основные процессы памяти:
- Виды внимания
- Понятие мышления. Особенности его развития. Виды мышления. Структура мыслительного процесса. Операции мышления. Основные формы логического мышления
- Структура интеллекта:
- Воображение и его виды. Механизмы воображения
- Виды воображения:
- Виды и функции речи. Общение. Педагогическое общение
- Механизмы речи (по н. И. Жинкину):
- Психология личности
- Структура личности (к.К. Платонов):
- Структура личности (по с.Л. Рубинштейну):
- Общее строение мотивационно-потребностной сферы человека:
- Виды потребностей:
- Характеристика мотивов:
- Характеристика интереса как одного из видов мотива
- Основные подходы к изучению личности человека в зарубежной психологии:
- Понятие мотива и мотивации. Мотивация в обучении. Мотивация достижения успеха и избегания неудач
- Мотивация успеха и мотивация боязни (избегания) неудачи
- Характер. Основные типы и свойства характера
- Черты характера определяют психологические особенности самой личности.
- Типы акцентуаций
- 1. Сильный. У человека, которому он свойствен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу внд соответствует сангвинический темперамент.
- 2. Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу внд соответствует холерический темперамент.
- 3. Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу внд соответствует флегматический темперамент.
- 4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этому типу внд соответствует меланхолический темперамент.
- Сущность деятельности человека. Особенности деятельности. Основные характеристики деятельности человека. Виды деятельности человека. Структура деятельности человека. Педагогическая деятельность
- Классификация эмоций
- Понятие и содержание обучения, образования и воспитания. Основные педагогические принципы. Структура обучения и воспитания.
- Функции обучения:
- Сущность и содержание педагогического процесса и педагогической деятельности
- Методы обучения и воспитания
- Формы обучения и воспитания
- Теории и виды обучения
- Методы стимулирования в педагогическом воздействии на личность. Методы и средства педагогического воздействий на личность
- Стили педагогического руководства
- Психологические явления и процессы в различных социальных группах
- Психологические явления и процессы, возникающие в малых группах