Методы психологии
Методы научных исследований — это те приёмы и средства, с помощью которых учёные получают достоверные сведения, используемые в дальнейшем для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Классификация методов психологического исследования (Б.Г. Ананьев):
1 группа. Организационные — сравнительный (сравнение двух или более факторов между собой), лонгитюдный (наблюдение за фактором в течение длительного времени), комплексный.
2 группа. Эмпирические — получение данных: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, беседа, анкетирование, опрос, тестирование и др.
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях. Наблюдение бывает: Внешнее (способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны); Внутреннее (самонаблюдение); Свободное (не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения); Стандартизированное (используется тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену); Включенное (исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение); Стороннее (наблюдение со стороны).
Эксперимент — метод психологического исследования, заключающийся в целенаправленно продуманном создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Естественный (организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе). Лабораторный (предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить). Формирующий (это специфический исключительно для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому и личностному развитию).
Беседа — метод получения информации на основе вербальной коммуникации (от строгой инструкции до свободного общения). Относится к методам опроса.
Опрос — метод психологического изучения, в процессе применения которого испытуемым задают вопросы и на основе их ответов судят о личностных особенностях этих людей. Устный (применяется, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы). Письменный (позволяет охватить большее количество людей, форма – анкета). Свободный (разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками). Стандартизированный (вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками).
Тестирование — специализированный метод психодиагностического обследования, применяя который можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Тест-опросник (основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых). Тест-задание (предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает). Проективный тест (в основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям). Предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей.
3 группа. Методы обработки данных — математико-статистический анализ, качественный анализ.
4 группа. Интерпретационные методы — классификация, типологизация, анализ филогенеза и онтогенеза человека.
- Рассмотрение предмета и объекта психологии различными психологическими направлениями (бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология)
- Этапы и особенности развития психологической науки:
- Соотношение научной и житейской психологии
- Педагогика как наука
- История становления педагогики
- Отрасли педагогики
- Основные категории и понятия педагогики
- Взаимодополняемость педагогики и психологии
- Методы психологии
- Методы педагогики
- 2 Группа – методы обработки и осмысления полученных педагогических данных.
- Психика человека
- Основные формы проявления психики:
- Отличия и общие особенности психики человека и психики животных
- Возникновение и развитие сознания
- Характеристики сознания:
- Бессознательное
- Понятие об ощущениях. Измерение и изменение ощущений
- Адаптация и сенсибилизация органов чувств
- Восприятие, его виды и свойства
- Характеристики образа восприятия:
- Основные процессы памяти:
- Виды внимания
- Понятие мышления. Особенности его развития. Виды мышления. Структура мыслительного процесса. Операции мышления. Основные формы логического мышления
- Структура интеллекта:
- Воображение и его виды. Механизмы воображения
- Виды воображения:
- Виды и функции речи. Общение. Педагогическое общение
- Механизмы речи (по н. И. Жинкину):
- Психология личности
- Структура личности (к.К. Платонов):
- Структура личности (по с.Л. Рубинштейну):
- Общее строение мотивационно-потребностной сферы человека:
- Виды потребностей:
- Характеристика мотивов:
- Характеристика интереса как одного из видов мотива
- Основные подходы к изучению личности человека в зарубежной психологии:
- Понятие мотива и мотивации. Мотивация в обучении. Мотивация достижения успеха и избегания неудач
- Мотивация успеха и мотивация боязни (избегания) неудачи
- Характер. Основные типы и свойства характера
- Черты характера определяют психологические особенности самой личности.
- Типы акцентуаций
- 1. Сильный. У человека, которому он свойствен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу внд соответствует сангвинический темперамент.
- 2. Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу внд соответствует холерический темперамент.
- 3. Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу внд соответствует флегматический темперамент.
- 4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этому типу внд соответствует меланхолический темперамент.
- Сущность деятельности человека. Особенности деятельности. Основные характеристики деятельности человека. Виды деятельности человека. Структура деятельности человека. Педагогическая деятельность
- Классификация эмоций
- Понятие и содержание обучения, образования и воспитания. Основные педагогические принципы. Структура обучения и воспитания.
- Функции обучения:
- Сущность и содержание педагогического процесса и педагогической деятельности
- Методы обучения и воспитания
- Формы обучения и воспитания
- Теории и виды обучения
- Методы стимулирования в педагогическом воздействии на личность. Методы и средства педагогического воздействий на личность
- Стили педагогического руководства
- Психологические явления и процессы в различных социальных группах
- Психологические явления и процессы, возникающие в малых группах