logo
Шпаргалка, Педагогика и психология (1)

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приёмы и средства, с помощью которых учёные получают достоверные сведения, используемые в дальнейшем для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Классификация методов психологического исследования (Б.Г. Ананьев):

1 группа. Организационныесравнительный (сравнение двух или более факторов между собой), лонгитюдный (наблюдение за фактором в течение длительного времени), комплексный.

2 группа. Эмпирические — получение данных: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, беседа, анкетирование, опрос, тестирование и др.

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях. Наблюдение бывает: Внешнее (способ сбора данных о психологии и поведении че­ловека путем прямого наблюдения за ним со стороны); Внутреннее (самонаблюдение); Свободное (не имеет заранее установленных ра­мок, программы, процедуры его проведения); Стандартизированное (используется тогда, когда у ис­следователя имеется точный и достаточно полный перечень при­знаков, относимых к изучаемому феномену); Включенное (исследователь выступает в качестве непосредственного уча­стника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение); Стороннее (наблюдение со стороны).

Эксперимент — метод психологического исс­ледования, заключающийся в целенаправленно про­думанном создании искусственной ситуации, в которой изучае­мое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше все­го. Естественный (организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вме­шивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе). Лабораторный (предполагает создание некоторой искусственной ситуа­ции, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить). Формирующий (это специфический исключительно для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому и личностному развитию).

Беседа — метод получения информации на основе вербальной коммуникации (от строгой инструкции до свободного общения). Относится к методам опроса.

Опрос — метод психологического изучения, в процессе применения которого испытуемым задают вопросы и на основе их ответов судят о личностных особенностях этих людей. Устный (применяется, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отве­чающего на вопросы). Письменный (позволяет охватить большее количество людей, форма – анкета). Свободный (разновидность устного или письменно­го опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и воз­можных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками). Стандартизированный (вопросы и характер воз­можных ответов на них определены заранее и обычно ограни­чены достаточно узкими рамками).

Тестирование — специализированный метод психодиагностического обследования, применяя который можно полу­чить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Тест-опросник (основан на системе заранее продуманных, тщательно ото­бранных и проверенных с точки зрения их валидности и надеж­ности вопросов, по ответам на которые можно судить о психо­логических качествах испытуемых). Тест-задание (предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает). Проективный тест (в основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, осо­бенно недостатки, человек склонен приписывать другим лю­дям). Предназначены для изучения психоло­гических и поведенческих особенностей людей.

3 группа. Методы обработки данных — математико-статистический анализ, качественный анализ.

4 группа. Интерпретационные методы — классификация, типологизация, анализ филогенеза и онтогенеза человека.