logo
практик з псих упр перс_1 / наповнення з практикуму / психолог барєри поведінки

Субъективные барьеры общения

Субъективные особенности общения формируются на базе темпе­рамента, характера и типа акцентуации личности. Рассмотрим кратко основные их типы.

Доминантный субъект общения испытывает потребность обратиться к какому-либо человеку, и его не слишком заботят уместность, целесооб­разность данного обращения. Такой человек не считает себя обязанным отвечать на вопросы, которые перед ним поставлены. Он всегда хочет сам оказывать влияние на других, овладевать инициативой и подавлять активность партнера по общению. Настроенность такого человека мож­но уловить на стадии оценки коммуникативной ситуации по осанке, ми­мике, жесту, взгляду и репликам. В общении он напорист, перебивает партнера, повышает голос, многократно повторяет одно и то же.

Как организовать свое вхождение в коммуникативную ситуацию при наличии доминантных партнеров? Во-первых, надо дать доминантно­му субъекту возможность выявить свою доминантность. Во-вторых, спокойно держаться независимой точки зрения, не опровергая и не иысмеивая «силовые приемы» партнера.

Недоминантный субъект общения — полная противоположность доминантному. Это человек, постоянно чувствующий себя просителем, боящийся лишний раз взять коммуникативную инициативу, задать воп­рос, высказать точку зрения.

Недоминантный субъект общения очень чувствителен к внешним признакам силы, интеллекта, эмоциональности партнера. Он уступчив, легко теряется, не перебивает партнера, терпеливо сносит, когда пере­бивают его. Нерешителен в раскрытии своих знаний, часто позволяет сбить себя с толку и приходит к выводу о своей неправоте (затем, осоз­нав это, впадает в отчаяние).

Вхождение в коммуникативную ситуацию с недоминантным субъек­том — это его стимулирование, предоставление ему инициативы и воз­можности выразить себя.

Мобильный субъект общения обладает легкой манерой переключе­ния внимания, быстротой рефлексивной оценки. Быстро и часто повер­хностно рисует в своем сознании образ партнера по общению. Речь его тороплива: одна фраза легко сменяется другой. Он часто и непроиз­вольно своей мобильностью оказывает влияние на темп общения парт­неров. Постоянно перебивает. Активно выражает свое отношение ктому, что говорите вы, вставляет в вашу речь реплики и замечания. Стиль его высказываний неряшливый. Смысл речи для него важнее словесного «облачения». Продолжительное, монотонное общение с глу­боким анализом сущности явлений с ним невозможно. Он всегда стре­мится внести разнообразие в общение. Проститься с ним так же легко, как и разговориться: он невзыскателен в отношении форм и ритуалов прекращения общения.

Ригидный субъект общения включается в коммуникативную дея­тельность не сразу. Ему требуется основательно изучить партнера, понять его коммуникативные намерения. Слушает внимательно. Го­ворит медленно. Мысль излагает подробно: фразы строит тщатель­но, стремясь к тому, чтобы слово точнее передавало смысл. Не лю­бит, чтобы его перебивали. Не терпит от других поспешности в изложении мыслей. Общение с таким человеком может изматывать тех, кто нетерпелив. С учетом сложившихся этикетных форм обще­ния надо уметь войти и выйти из коммуникативного взаимодействия с ригидным субъектом общения. В общении с ним следует избегать торопливости и небрежности.

Если в общении со сверхмобильным партнером лучше всего сначала подстроиться под его темп, что на первых порах может снижать содержа­тельность контакта, то далее следует постепенно замедлять частоту и ско­рость собственных реплик. Затем уже можно вернуться к началу разгово­ра и уточнить то, что осталось малопонятным или невыясненным. Если вы не проявите такой инициативы, то общение не состоится и каждый из вас унесет с собой чувство досады, неудовлетворенности общением.

Если партнер по общению ригиден, то надо поставить перед собой коммуникативную задачу на долготерпение. Торопить такого партне­ра, раздражаться — значит расширять поле расхождений.

Экстравертный субъект общения расположен к взаимодействию. Общение — это его стихия. Он почти всегда направлен на партнер­ство, независимо от того, легко или тяжело у него на душе. Искренне уверен в своей способности понять любого человека. Хочет быть по­лезным. Очень внимателен к окружающим и желает такого же внима­ния к себе. Чтобы привлечь к себе внимание, часто бывает эксцентрич­ным в высказываниях, подхватывая модные новинки. Ему нравится выказывать симпатии партнеру по общению. Умеет говорить открыто и искренне. С таким партнером легко входить в коммуникативную си­туацию, так как часто он сам помогает вам в этом. Интровертный субъект общения. Это не склонный к внешнему ди­алогу человек с непрочной внешнекоммуникативной установкой. Боль­ше всего сосредоточен на аутообщении (диалог с самим собой). Обид­чив. Застенчив. Не склонен к общению на личные темы. Имеет хорошо управляемую систему психологической защиты «личных зон».

Вхождение в коммуникативную ситуацию с интровертом благопри­ятно «с глазу на глаз». В интенсивное общение его надо втягивать по­степенно и деликатно.

Постоянный учет этих характеристик субъектов общения дает воз­можность сформировать у себя навыки понимания специфики личнос­ти и признания ее достоинств. Только в этом случае возникает условие для эффективного общения, решения коммуникативных задач идеоло­гической работы.

БАРЬЕРЫ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ

Барьер недостаточного понимания важности общения. Этот барь­ер возникает, во-первых, как следствие ложной установки руководителя высшего звена, считающего, что полную информацию подчиненному со­общать не обязательно, во-вторых, вследствие недооценки им общения как социально-психологического механизма управления людьми.

Барьер неправильной установки сознания. Установка — это го­товность к действию в соответствии с ситуацией общения. Так называ­емая «неправильная установка» возникает в итоге деформации ее: а) стереотипами мышления; б) предвзятыми представлениями; в) не­адекватными отношениями; г) отсутствием внимания и интереса к кому-либо или чему-либо; д) пренебрежением к фактам.

Стереотип представляет собой устойчивое, упрощенное мнение об отдельных людях и ситуациях. Стереотипы создают барьеры в обще­нии двояким образом: смысл информации может быть искажен стерео­типом говорящего, а также стереотипным мышлением воспринимаю­щего (слушающего).

Предвзятые представления возникают в результате снижения уровня самокритичности и завышения самооценки (ясно, что не всегда обо­снованного). В этом случае человек ищет контакт только с теми, кто разделяет его взгляды или идеи, и отвергает все, что им противоречит. Неадекватные отношения формируются вследствие смещения фун­кционально-ролевых и личностных позиций. Они препятствуют нала­живанию контактов и созданию обстановки психологического равен­ства партнеров по общению.

Отсутствие интереса. Нередко бывает, что человек в процессе об­щения перестает придавать значение воспринимаемой им информации. Так пропадает интерес к общению.

Отсутствие же внимания определяется отсутствием интереса, а так­же — и это весьма важно! — неумением управлять своим вниманием.

Пренебрежение фактами — это следствие привычки делать поспеш­ные выводы и заключения, не располагая достаточным числом фактов или неправильно их понимая.

Барьер речи. Возникает вследствие допущенных речевых ошибок, ибо речь — основное средство общения. Этот барьер искажает (а иногда и полностью заглушает) слова говорящего.

Возникает такой барьер в результате:

• эмоционального возбуждения, вызванного взаимной индукцией или самоиндукцией;

• неправильного выбора слов;

• ошибок в построении сообщения;

• неверной оценки способности партнера понять передаваемую ему информацию;

• слабой аргументации;

• невладения социально-психологическими механизмами общения.

Итак, барьер общения — это препятствие на пути к психологичес­кому контакту и эффективному влиянию партнеров друг на друга. Мы рассмотрели группу барьеров, которые можно назвать личностными.

СОЦИАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ

Классифицировать и описать практически невозможно, поэтому назовем лишь их основные группы.

Группа физических барьеров включает:

• барьеры физической среды (возникающие из-за несоответствия места общения его характеру и задачам);

• барьеры композиции физического пространства (возникающие из-за значительной удаленности общающихся друг от друга или из-за наличия в пространстве таких композиционных элементом, как колонны, углы, которые затрудняют контакт);

• барьеры физических состояний общающихся (возникающие вследствие значительного перенапряжения, вызванного длитель­ным ожиданием или же неумением регулировать свое эмоцио­нально-волевое состояние);

• барьеры пассивности и нежелания вступать в коммуникации.

Группа социально-ролевых барьеров подразделяется на:

• барьер социально-ролевой оппозиции между субъектами обще­ния;

• барьер социально-ролевого несоответствия ситуации общения;

• барьер социально-ролевой дисгармонии между участниками об­щения.

Здесь могут быть также и другие социально-ролевые барьеры. В группу информационно-познавательных барьеров можно вклю­чить:

• барьер информационного несоответствия позиций субъектов об­щения;

• барьер, возникающий из-за разности социального опыта парт­неров;

• барьер, возникающий из-за различия уровней образования;

• барьер, вызванный неразвитостью абстрактного мышления. В эту группу могут входить и другие барьеры.

В группу идеологических барьеров входят:

• барьер, формирующийся при наличии у партнеров разных сте­реотипов;

• барьер, возникающий из-за разницы мировоззрений;

• барьер различия ценностных ориентации;

• барьер несовпадения социальных установок;

• барьер несовпадения социальных позиций субъектов совместной деятельности.

Организационно-психологические барьеры возникают при от­ношениях:

• личность — личность (если разрушается принятая совместно либо согласованная форма отношений);

• личность — группа (если форма общения создает предпосылкидля конфликта);

• группа — группа (из-за разности возможностей проявить груп­повые оппозиционные интересы).

Когнитивно-психологические барьеры возникают из-за разно­сти знаний о предмете совместной деятельности и его психологичес­ких оценок.

Психомоторные барьеры возникают из-за разницы навыков и умения исполнения совместных действий.

Сенсорно-речевые барьеры — это следствие различий в навы­ках восприятия и высказываний субъектов.

Психосоциальные барьеры возникают при несоответствии роле­вой компетенции личности, в которую она включается.

Итак, каждая из групп барьеров или их совокупность в конкретной ситуации определяют «высоту» препятствий между субъектами взаи­модействия. На «высоту» этих препятствий существенное влияние ока­зывает характер взаимоотношений.