Субъективные барьеры общения
Субъективные особенности общения формируются на базе темперамента, характера и типа акцентуации личности. Рассмотрим кратко основные их типы.
Доминантный субъект общения испытывает потребность обратиться к какому-либо человеку, и его не слишком заботят уместность, целесообразность данного обращения. Такой человек не считает себя обязанным отвечать на вопросы, которые перед ним поставлены. Он всегда хочет сам оказывать влияние на других, овладевать инициативой и подавлять активность партнера по общению. Настроенность такого человека можно уловить на стадии оценки коммуникативной ситуации по осанке, мимике, жесту, взгляду и репликам. В общении он напорист, перебивает партнера, повышает голос, многократно повторяет одно и то же.
Как организовать свое вхождение в коммуникативную ситуацию при наличии доминантных партнеров? Во-первых, надо дать доминантному субъекту возможность выявить свою доминантность. Во-вторых, спокойно держаться независимой точки зрения, не опровергая и не иысмеивая «силовые приемы» партнера.
Недоминантный субъект общения — полная противоположность доминантному. Это человек, постоянно чувствующий себя просителем, боящийся лишний раз взять коммуникативную инициативу, задать вопрос, высказать точку зрения.
Недоминантный субъект общения очень чувствителен к внешним признакам силы, интеллекта, эмоциональности партнера. Он уступчив, легко теряется, не перебивает партнера, терпеливо сносит, когда перебивают его. Нерешителен в раскрытии своих знаний, часто позволяет сбить себя с толку и приходит к выводу о своей неправоте (затем, осознав это, впадает в отчаяние).
Вхождение в коммуникативную ситуацию с недоминантным субъектом — это его стимулирование, предоставление ему инициативы и возможности выразить себя.
Мобильный субъект общения обладает легкой манерой переключения внимания, быстротой рефлексивной оценки. Быстро и часто поверхностно рисует в своем сознании образ партнера по общению. Речь его тороплива: одна фраза легко сменяется другой. Он часто и непроизвольно своей мобильностью оказывает влияние на темп общения партнеров. Постоянно перебивает. Активно выражает свое отношение ктому, что говорите вы, вставляет в вашу речь реплики и замечания. Стиль его высказываний неряшливый. Смысл речи для него важнее словесного «облачения». Продолжительное, монотонное общение с глубоким анализом сущности явлений с ним невозможно. Он всегда стремится внести разнообразие в общение. Проститься с ним так же легко, как и разговориться: он невзыскателен в отношении форм и ритуалов прекращения общения.
Ригидный субъект общения включается в коммуникативную деятельность не сразу. Ему требуется основательно изучить партнера, понять его коммуникативные намерения. Слушает внимательно. Говорит медленно. Мысль излагает подробно: фразы строит тщательно, стремясь к тому, чтобы слово точнее передавало смысл. Не любит, чтобы его перебивали. Не терпит от других поспешности в изложении мыслей. Общение с таким человеком может изматывать тех, кто нетерпелив. С учетом сложившихся этикетных форм общения надо уметь войти и выйти из коммуникативного взаимодействия с ригидным субъектом общения. В общении с ним следует избегать торопливости и небрежности.
Если в общении со сверхмобильным партнером лучше всего сначала подстроиться под его темп, что на первых порах может снижать содержательность контакта, то далее следует постепенно замедлять частоту и скорость собственных реплик. Затем уже можно вернуться к началу разговора и уточнить то, что осталось малопонятным или невыясненным. Если вы не проявите такой инициативы, то общение не состоится и каждый из вас унесет с собой чувство досады, неудовлетворенности общением.
Если партнер по общению ригиден, то надо поставить перед собой коммуникативную задачу на долготерпение. Торопить такого партнера, раздражаться — значит расширять поле расхождений.
Экстравертный субъект общения расположен к взаимодействию. Общение — это его стихия. Он почти всегда направлен на партнерство, независимо от того, легко или тяжело у него на душе. Искренне уверен в своей способности понять любого человека. Хочет быть полезным. Очень внимателен к окружающим и желает такого же внимания к себе. Чтобы привлечь к себе внимание, часто бывает эксцентричным в высказываниях, подхватывая модные новинки. Ему нравится выказывать симпатии партнеру по общению. Умеет говорить открыто и искренне. С таким партнером легко входить в коммуникативную ситуацию, так как часто он сам помогает вам в этом. Интровертный субъект общения. Это не склонный к внешнему диалогу человек с непрочной внешнекоммуникативной установкой. Больше всего сосредоточен на аутообщении (диалог с самим собой). Обидчив. Застенчив. Не склонен к общению на личные темы. Имеет хорошо управляемую систему психологической защиты «личных зон».
Вхождение в коммуникативную ситуацию с интровертом благоприятно «с глазу на глаз». В интенсивное общение его надо втягивать постепенно и деликатно.
Постоянный учет этих характеристик субъектов общения дает возможность сформировать у себя навыки понимания специфики личности и признания ее достоинств. Только в этом случае возникает условие для эффективного общения, решения коммуникативных задач идеологической работы.
БАРЬЕРЫ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ
Барьер недостаточного понимания важности общения. Этот барьер возникает, во-первых, как следствие ложной установки руководителя высшего звена, считающего, что полную информацию подчиненному сообщать не обязательно, во-вторых, вследствие недооценки им общения как социально-психологического механизма управления людьми.
Барьер неправильной установки сознания. Установка — это готовность к действию в соответствии с ситуацией общения. Так называемая «неправильная установка» возникает в итоге деформации ее: а) стереотипами мышления; б) предвзятыми представлениями; в) неадекватными отношениями; г) отсутствием внимания и интереса к кому-либо или чему-либо; д) пренебрежением к фактам.
Стереотип представляет собой устойчивое, упрощенное мнение об отдельных людях и ситуациях. Стереотипы создают барьеры в общении двояким образом: смысл информации может быть искажен стереотипом говорящего, а также стереотипным мышлением воспринимающего (слушающего).
Предвзятые представления возникают в результате снижения уровня самокритичности и завышения самооценки (ясно, что не всегда обоснованного). В этом случае человек ищет контакт только с теми, кто разделяет его взгляды или идеи, и отвергает все, что им противоречит. Неадекватные отношения формируются вследствие смещения функционально-ролевых и личностных позиций. Они препятствуют налаживанию контактов и созданию обстановки психологического равенства партнеров по общению.
Отсутствие интереса. Нередко бывает, что человек в процессе общения перестает придавать значение воспринимаемой им информации. Так пропадает интерес к общению.
Отсутствие же внимания определяется отсутствием интереса, а также — и это весьма важно! — неумением управлять своим вниманием.
Пренебрежение фактами — это следствие привычки делать поспешные выводы и заключения, не располагая достаточным числом фактов или неправильно их понимая.
Барьер речи. Возникает вследствие допущенных речевых ошибок, ибо речь — основное средство общения. Этот барьер искажает (а иногда и полностью заглушает) слова говорящего.
Возникает такой барьер в результате:
• эмоционального возбуждения, вызванного взаимной индукцией или самоиндукцией;
• неправильного выбора слов;
• ошибок в построении сообщения;
• неверной оценки способности партнера понять передаваемую ему информацию;
• слабой аргументации;
• невладения социально-психологическими механизмами общения.
Итак, барьер общения — это препятствие на пути к психологическому контакту и эффективному влиянию партнеров друг на друга. Мы рассмотрели группу барьеров, которые можно назвать личностными.
СОЦИАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ
Классифицировать и описать практически невозможно, поэтому назовем лишь их основные группы.
Группа физических барьеров включает:
• барьеры физической среды (возникающие из-за несоответствия места общения его характеру и задачам);
• барьеры композиции физического пространства (возникающие из-за значительной удаленности общающихся друг от друга или из-за наличия в пространстве таких композиционных элементом, как колонны, углы, которые затрудняют контакт);
• барьеры физических состояний общающихся (возникающие вследствие значительного перенапряжения, вызванного длительным ожиданием или же неумением регулировать свое эмоционально-волевое состояние);
• барьеры пассивности и нежелания вступать в коммуникации.
Группа социально-ролевых барьеров подразделяется на:
• барьер социально-ролевой оппозиции между субъектами общения;
• барьер социально-ролевого несоответствия ситуации общения;
• барьер социально-ролевой дисгармонии между участниками общения.
Здесь могут быть также и другие социально-ролевые барьеры. В группу информационно-познавательных барьеров можно включить:
• барьер информационного несоответствия позиций субъектов общения;
• барьер, возникающий из-за разности социального опыта партнеров;
• барьер, возникающий из-за различия уровней образования;
• барьер, вызванный неразвитостью абстрактного мышления. В эту группу могут входить и другие барьеры.
В группу идеологических барьеров входят:
• барьер, формирующийся при наличии у партнеров разных стереотипов;
• барьер, возникающий из-за разницы мировоззрений;
• барьер различия ценностных ориентации;
• барьер несовпадения социальных установок;
• барьер несовпадения социальных позиций субъектов совместной деятельности.
Организационно-психологические барьеры возникают при отношениях:
• личность — личность (если разрушается принятая совместно либо согласованная форма отношений);
• личность — группа (если форма общения создает предпосылкидля конфликта);
• группа — группа (из-за разности возможностей проявить групповые оппозиционные интересы).
Когнитивно-психологические барьеры возникают из-за разности знаний о предмете совместной деятельности и его психологических оценок.
Психомоторные барьеры возникают из-за разницы навыков и умения исполнения совместных действий.
Сенсорно-речевые барьеры — это следствие различий в навыках восприятия и высказываний субъектов.
Психосоциальные барьеры возникают при несоответствии ролевой компетенции личности, в которую она включается.
Итак, каждая из групп барьеров или их совокупность в конкретной ситуации определяют «высоту» препятствий между субъектами взаимодействия. На «высоту» этих препятствий существенное влияние оказывает характер взаимоотношений.