logo
практик з псих упр перс_1 / наповнення з практикуму / психолог барєри поведінки

Осознанные стратегии совладания

Будучи существом социальным, сознательным и самостоятельным, человек способен разрешать внутренние и внешние конфликты, бороться с тревогой и напряжением не только автоматично (бессознательно), но и руководствуясь специально сформулированной программой. Для обо­значения сознательных усилий личности, предпринимаемых в ситуа­ции психологической угрозы, используется понятие копинг-поведения, т. е. осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими собы­тиями, порождающими тревогу. Они позволяют осознанно справлять­ся с внутренним напряжением и дискомфортом.

Копинг-поведение — это адаптивные целенаправленные и потен­циально осознанные действия.

Для совладания необходимо соблюдать три условия:

1) осознавать возникшие трудности;

2) знать способы эффективного совладания именно с ситуацией данного типа;

3) уметь своевременно применить их на практике.

В этом случае каждый стрессовый эпизод можно представить как определенную последовательность следующих актов: восприятие из­менения ситуации — эмоции как результат оценки воспринятого — мысли о событии — копинг-реакции. Итогом этой цепочки является осознанное формирование новой си­туации, т. е. приспособление.

Таким образом, основным отличием защитных автоматизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и созна­тельное, целенаправленное использование последних.

Типы защитного поведения могут проявляться преимущественно в поведенческой, эмоциональной и познавательной сферах функциони­рования личности.

Поведенческие стратегии — это смена самой деятельности или изменение ее формы:

• активное сотрудничество и участие в разрешении ситуации;

• переключение на поиск поддержки, с тем чтобы быть выслушан­ным, получить понимание и содействие;

• отвлекающее удовлетворение каких-то собственных желаний;

• выход из поля травмирующей ситуации, уединение и покой; .

• различные виды замещающих реакций.

Стратегии эмоционального совладения проявляются в виде раз­личных неадекватных оценок ситуаций, приводящих к переживаниям.

В познавательной (интеллектуальной) сфере осуществляются раз­ные способы работы с информацией:

• отвлечение или переключение мыслей на другие, более важные темы для размышлений, чем неприятная ситуация (это может привести к защите по типу отрицания);

• игнорирование неприятной ситуации, даже подшучивание над ней (это обернется частично отрицанием, а частично — рационализацией);

• поиск дополнительной информации: расспросы, обдумывание (это позволяет включить данное событие в расширенный кон­текст, меняющий его травмирующую окраску);

• анализ не только самой ситуации, но и ее последствий (это ведет к ее переоценке при рационализации);

• относительность в оценках, достигаемая при сравнении с други­ми людьми, находящимися в худшем состоянии, что облегчает принятие события (это движение к рационализации по типу «сладкий лимон»);

• придание нового значения и смысла неприятной ситуации, на­пример отношение к ней как к проверке силы характера и стой­кости духа. При этом имеет место рост самоуважения и собствен­ной ценности как личности. Изучение механизмов психологической защиты личности предпри­нимается, в основном, в контексте психоанализа. Существует множе­ство подходов к структурированию психологической защиты. Наибо­лее плодотворной представляется работа исследовательской группы Р. Лазаруса по дифференциации механизмов совладения и защиты. Выделены следующие параметры дифференциации.

Временная направленность. Защита, как правило, пытается раз­решить ситуацию «сейчас», не связывая эту актуальную ситуацию с будущими ситуациями. В этом смысле психологическая защита обслу­живает актуальный психологический комфорт.

Модальность регуляции. Имеют ли место поиск информации, не­посредственные действия, рефлексия (характерно скорее для совлада-ния) или подавление, уход и т. д.

Р. Лазарус даже создал классификацию психозащитных техник, выделив в одну группу симптоматические техники (употребление ал­коголя, транквилизаторов, седативных препаратов и т. д.) и в другую группу так называемые внутрипсихические техники когнитивной за­щиты (идентификация, перемещение, подавление, отрицание, реактив­ное образование, проекция, интеллектуализация).

В защитных процессах участвуют все психические функции, но каж­дый раз одна из них может доминировать и брать на себя основную часть работы по преобразованию травмирующей информации. Это могут быть восприятие, внимание, память, воображение, мышление, эмоции.

В данной главе мы пытаемся представить некоторые способы пси­хологической защиты личности, наиболее значимые для ее позитивно­го взаимодействия в социальных группах.