logo
!!!!!!!! Темы рефератов отдельно

Тема 33. Психологический анализ воздействия средств массовой информации.

План.

  1. Понятие и сущность массовых коммуникаций в социальной психологии.

    1. Основные психологические характеристики и составляющие массовой коммуникации.

    2. Психологические средства и виды влияния.

    3. Манипуляция в средствах массовой коммуникации.

  2. Эффекты массовой коммуникации - исследования, периодизация и типология.

    1. Распространение информации с целью воздействия на мнение и поведение людей.

    2. Влияние средств массовой информации - печати, радио, телевидения - на детей.

Рекомендуемый глоссарий по теме: Понятие средства массовой информации, влияния, психологическое влияние, противостояние чужому влиянию, инициатор влияния, адресат влияния, открытое и закрытое психологическое взаимодействие. Р. Димблби и Г. Бертон выделяют шесть функций сообщений и коммуникативных актов: предупреждение, совет, информация, убеждение, выражение мнения, развлечение. Психологические средства влияния включают вербальные, паралингвистические и невербальные. Виды психологического влияния: аргументация, самопродвижение, манипуляция, заражение, пробуждение импульса к подражанию, формирование благосклонности, просьба, игнорирование, принуждение. Виды психологического противостояния влиянию (см.таб.). Результаты воздействия массовых коммуникаций. Средства массовой информации и информационные потребности. Манипуляция в средствах массовой коммуникации. Положительное и негативное влияние средств массовой информации на человека: влияние прессы, радио, телевидения, интернета, рекламы. Интернет как средство массовой информации. Преимущества и недостатки печатных изданий и их электронных версий в Интернете. Плюсы Интернета по сравнению с телевидением.

Таблица 8.

Виды психологического противостояния влиянию.

Вид противостояния

влиянию

Определение

Контраргументация

Сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия

Психологическая

самооборона

Применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, принуждения или манипуляции

Информационный диалог

Прояснение позиции партнёра и собственной позиции путём обмена вопросами и ответами, сообщениями и предложениями

Конструктивная критика

Подкреплённое фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата

Конфронтация

Открытое и последовательно противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия

Энергетическая мобилизация

Намеренная активизация фактов, производящих, питающих, восстанавливающих и усиливающих индивидуальную энергию; в частности, преобразование любых отрицательных или амбивалентных эмоций в гнев

Творчество

Создание нового, пренебрегающее влиянием образца, примера или моды, либо преодолевающее его

Уклонение

Стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч или столкновений

Отказ

Выражение адресатом своего несогласия выполнить просьбу инициатора воздействия

Основная литература