logo
!!!!!!!! Темы рефератов отдельно

Тема 15. Психологические условия эффективной коммуникации.

План.

  1. Основные подходы в отечественной и зарубежной психологии к проблеме изучения коммуникативных навыков.

  2. Виды, уровни и функции коммуникаций.

2.1. Понятия кооперации и конкуренции.

  1. Факторы успешной коммуникации.

    1. Понятие социального интеллекта.

    2. Условия коммуникативной компетентности.

Рекомендуемый глоссарий по теме: Понятие и направления становления коммуникативных навыков личности. Общение как социально-психологический феномен. Виды коммуникации. По субъектам: политическая, корпоративная, некоммерческая, государственно-административная, международная. По масштабам объектов: массовая, групповая, межличностная. По характеру объектов: внутренняя, внешняя, деловая. По вектору движения: горизонтальная, вертикальная. По используемому коду: вербальная, невербальная. По характеру сообщения: деструктивная, конструктивная, нейтральная.

Рис.1. Виды коммуникаций

Уровни коммуникаций: Семиотический уровень - (передача инфо с помощью знаков. Виды знаков по Пирсу – 1. Знаки, которые обозначают объект, например нарисован костер; 2 знаки, которые обозначают свойство, например нарисован дым; 3. Знаки по соглашению, например знак радиации.). Лингвистический (языковой) - Передача инфо при помощи слов. Металингвистический (метаязыковой) - передача инфо при помощи слов, значение которых предварительно зафиксировано. Как правило, речь идет о терминологии. Термины всегда понимаются однозначно, а обычные слова чаще многозначно. Паралингвисгический уровень. передача инфо говорящим невербальными средствами, например мимика, жесты). Синтетический (передача инфо с помощью устойчивых конструктов, объединяющих элементы перечисленных выше уровней).

По количеству участников коммуникация делится на: межличностную (коммуникантом является один человек), групповую (коммуникантами является небольшая аудитория численностью не более 10 человек) и массовую (имеет численно большую аудиторию).

Ключевые условия эффективной коммуникации следующие: 1. Цели коммуникации. Отправитель должен четко знать, каких аудиторий он хочет достичь и отклик какого типа получить . 2. Подготовка обращения. Необходимо учитывать предшествующий опыт пользователей товара ( услуги ) и процедуру декодирования сообщений , которой придерживается целевая аудитория. 3. Планирование каналов . Отправитель должен передавать свое обращение по каналам , которые эффективно доводят его до целевой аудитории. 4. Эффективность обращения . Отправитель должен по сигналам обратной связи оценивать отклик целевой аудитории на передаваемые сообщения.

Факторы успешной коммуникации. Трудности в общении личности. Возможности развития коммуникативных навыков личности.

Рис. 2. Структура коммуникативного процесса

Основная литература.