Наблюдение как метод педагогической психологии
Наблюдение – основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод изучения человека. Под наблюдениемпонимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.
Педагогическое наблюдение. Этот метод применяется в процессе практически любого педагогического исследования, что вполне естественно. Изучение педагогических явлений требует от исследователя их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе.
Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио– и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, «нормальных» условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание специальных условий, отличных от «нормальных».
Главными особенностями метода наблюдения являются: непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; сложность (порой – невозможность) повторного наблюдения.
В зависимости от позиции наблюдателя выделяются открытое и скрытое наблюдение. Первое означает, что испытуемым известен факт их научной подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. Скрытое наблюдение предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемого.
Выделяются далее сплошное и выборочное наблюдение. Первым охватываются процессы в целостном виде: от их начала до конца, до завершения. Второе представляет собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов.
Специфические требования к процедуре получения и трактовки информации в наблюдении.
1. Наблюдению доступны только внешние факты, имеющие речевые и двигательные проявления. Наблюдать можно не интеллект, а то, как человек решает задачи; не общительность, а характер взаимодействия с другими людьми и т. д.
2. Необходимо, чтобы наблюдаемое явление, поведение определялось операционально, в терминах реального поведения, т. е. регистрируемые характеристики должны быть как можно более описательными и как можно менее объяснительными.
3. Для наблюдения должны быть выделены наиболее важные моменты поведения (критические случаи).
4. Наблюдатель должен иметь возможность фиксировать поведение оцениваемого лица длительный промежуток времени, во многих ролях и критических ситуациях.
5. Надежность наблюдения повышается в случае совпадения показаний нескольких наблюдателей.
6. Ролевые отношения между наблюдателем и наблюдаемыми должны быть устранены. Например, поведение ученика будет различным в присутствии родителей, учителя и сверстников. Поэтому и внешние оценки, даваемые одному и тому же лицу по одному и тому же набору качеств людьми, занимающими разное положение по отношению к нему, могут оказаться разными.
7. Оценки в наблюдении не должны быть подвержены субъективным влияниям (симпатиям и антипатиям, переносам отношения с родителей на ученика, с успеваемости ученика на его поведение, и т. п.).
- 1. История становления педагогической психологии
- Задачи педагогической психологии
- Предмет педагогической психологии
- 3. Структура педагогической психологии
- 4. Связь педагогической психологии с другими науками
- 5. Основные проблемы педагогической психологии
- Наблюдение как метод педагогической психологии
- Page7. Эксперимент как метод педагогической психологии
- 8. Тестирование как метод педагогической психологии
- Многообразие форм знаний
- 9) Свойства и характеристики знаний субъекта. Свойства знаний
- 13.Основные характеристики усвоения.
- 14.Этапы усвоения научных знаний.
- 15. Структурная организация усвоения.
- 16. Природа процесса усвоения.
- 17. Структурный и функциональный анализ действий.
- 18. Свойства действий.
- 19. Типы ориентировочной основы действий.
- 20. Общая характеристика учебной деятельности.
- 21. Структура учебной деятельности.
- 22. Психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности.
- 23. Психологические и педагогические факторы эффективности процесса учения.
- 24. Психологический анализ урока.
- 25. Подготовка и проведение лекционной формы работы.
- Вопрос 27
- Вопрос 28
- Вопрос 29
- Вопрос 30
- Вопрос 31
- Вопрос 32
- 1 Группа методов
- 2 Группа методов
- 3 Группа методов обучения
- 2. Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения.
- Вопрос 33
- Вопрос 34
- Вопрос 35
- Вопрос 36
- Вопрос37
- Основные концепции и теории обучения.
- Виды воспитания.