Вопрос 28
Понятие ведущей деятельности и ее диагностика.
Понятие "ведущий тип деятельности" было впервые использовано А.Леонтьевым в статье "К теории развития психики ребенка". В этой статье, основные мысли которой прозвучали еще в 1938 году в докладе на пленарном заседании научной сессии, автор формулирует главную идею, что "каждая стадия психического развития характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом его деятельности". И чуть выше: "Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности". Здесь же названы три основные признака этого типа деятельности:
"Ведущей мы называем такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками.
Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Так, например, обучение в более тесном значении этого слова, впервые появляющееся уже в дошкольном детстве, прежде возникает в игре, т.е. именно в ведущей на данной стадии развития деятельности. Ребенок начинает учиться играя.
Во-вторых, ведущая деятельность - это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. Так, например, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка, в учении - процессы отвлеченного мышления.
В-третьих, ведущая деятельность - это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Так, например, ребенок-дошкольник именно в игре осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения людей. Таким образом, ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития".
Прошло двадцать семь лет, и в журнале "Вопросы психологии" появилась статья Д.Эльконина "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте". Цитировать эту статью мы здесь не будем, она опубликована в "Хрестоматии по возрастной психологии". Сущность публикации была в обосновании деления типов ведущей деятельности на две большие группы. Одна из этих групп связана с ориентацией в основных смыслах человеческой деятельности и освоении задач, мотивов и норм отношений между людьми. При осуществлении именно этой группы деятельностей происходит преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы. Вторая группа связана, прежде всего, с усвоением способов действий с предметами, ориентировкой в предметном мире, формированием интеллекта, становлением ребенка как компонента производительных сил общества.
Первое время после этой публикации у психологов не возникало особых разночтений по поводу типов ведущей деятельности:
- у младенца до года - эмоциональное общение; - от одного года до 2,5-3 лет - предметная манипуляция; - от 3 до 6-7 лет - игра; - с 6-7 лет до 10-11 - учебная деятельность младшего школьника.
Относительно более позднего - подросткового периода развития личности мнения разделились. Поочередно сменяли друг друга концепции подростковой ведущей деятельности.
Предположение, что учеба составляет содержание ведущей деятельности весь период пребывания ребенка в школе - с первого до выпускного класса.
Предположение, что в подростковом возрасте, с 12 до 15-ти лет в качестве ведущей деятельности выступает интимно-личностное общение.
Концепция Д.Фельдштейна утверждает, что основным содержанием ведущей деятельности в подростковом периоде развития выступает общественно полезная деятельность подростков. Истоки такой позиции понятны: они в педагогической практике российских воспитателей от С.Шацкого до И.Иванова. Однако у нее было уязвимое место - поскольку в реальной жизни огромного числа подростков общественно полезная деятельность не играет сколько-нибудь заметной роли, получается, что эта "ведущая деятельность" далеко не обязательна.
Наконец, в последнее время в статьях А.Петровского прозвучала мысль, что сомнительна справедливость представления о жестком закреплении какой-либо одной ведущей деятельности. В зависимости от социальной ситуации развития, утверждает А.Петровский, в группах разного уровня и состава ведущий характер могут принимать различные виды деятельности, опосредуя и формируя межличностные отношения. С такой точкой зрения трудно согласиться. "Именно непонимание сущности понятия "ведущая деятельность" приводит к рассуждениям о том, что, во-первых, дети каждого возраста участвуют не в одном, а во многих видах деятельности, поэтому какой-то один тип деятельности не может быть ведущим; во-вторых, подвергается сомнению справедливость выделения вышеупомянутых конкретных типов деятельности в качестве ведущих на том или ином этапе онтогенеза; в- третьих, деятельность ребенка сводится вообще к выполняемым им делам, основным занятиям; в-четвертых, предпринимается попытка различать "стихийно складывающуюся ведущую деятельность" и социально заданную".
- 1. История становления педагогической психологии
- Задачи педагогической психологии
- Предмет педагогической психологии
- 3. Структура педагогической психологии
- 4. Связь педагогической психологии с другими науками
- 5. Основные проблемы педагогической психологии
- Наблюдение как метод педагогической психологии
- Page7. Эксперимент как метод педагогической психологии
- 8. Тестирование как метод педагогической психологии
- Многообразие форм знаний
- 9) Свойства и характеристики знаний субъекта. Свойства знаний
- 13.Основные характеристики усвоения.
- 14.Этапы усвоения научных знаний.
- 15. Структурная организация усвоения.
- 16. Природа процесса усвоения.
- 17. Структурный и функциональный анализ действий.
- 18. Свойства действий.
- 19. Типы ориентировочной основы действий.
- 20. Общая характеристика учебной деятельности.
- 21. Структура учебной деятельности.
- 22. Психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности.
- 23. Психологические и педагогические факторы эффективности процесса учения.
- 24. Психологический анализ урока.
- 25. Подготовка и проведение лекционной формы работы.
- Вопрос 27
- Вопрос 28
- Вопрос 29
- Вопрос 30
- Вопрос 31
- Вопрос 32
- 1 Группа методов
- 2 Группа методов
- 3 Группа методов обучения
- 2. Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения.
- Вопрос 33
- Вопрос 34
- Вопрос 35
- Вопрос 36
- Вопрос37
- Основные концепции и теории обучения.
- Виды воспитания.