Вопрос 29
Учебная деятельность в системе других видов деятельности.
Учебная деятельность — это совместная деятельность, в которой один из ее участников приобретает опыт (основной компонент, а другие создают благоприятные условия для этого, т. е. осуществляют всю сумму подготовительных компонентов усвоения). Рассмотрим сначала деятельности, в которых приобретение опыта производится без осознанной цели. Можно выделить три типа: дидактические игры, стихийное общение и некоторые другие деятельности. Они характеризуются тем, что, хотя субъект приобретения опыта не ставит перед собой цель — овладеть данным опытом, он его закономерно и стабильно получает в конце процесса. При этом познавательный результат — единственное рациональное оправдание затрат времени и сил субъекта. Помимо дидактической игры и стихийного общения, приобретение опыта в качестве прямого продукта, но без сознательной Цели достигается в свободном наблюдении, при чтении художественной литературы, просмотре кинофильмов, спектаклей. Что касается дидактической игры, то есть два ее вида: игры, в которых ребенок усваивает опыт, и игры, в которых он самостоятельно открывает для себя какие-либо закономерности. Строго говоря, поскольку открытие планируется обучающим, а получаемый опыт является новым только для играющего субъекта, а не для общества, этот вариант также следует рассматривать как усвоение, имеющее некоторую специфику в своей процедуре, — именно поэтому игра и в этом случае остается дидактической. В свою очередь, усвоение также предполагает два случая: когда опыт дан в готовом виде, но субъект усвоения должен самостоятельно Подготовить все или некоторые условия, обеспечивающие процесс усвоения, и когда он выполняет только лишь познавательные компоненты этой деятельности, а условия усвоения подготовляются другими людьми. Этот последний случай заслуживает особого внимания, поскольку отражает существенные черты явления, имеющего место в любом человеческом обществе и заключающегося в передаче старшим поколением младшему опыта, которым располагает общество. Этот вид деятельности и есть учебная деятельность. Вместе тем и самообучение, которое никогда не бывает полным (поскольку в нем имеются компоненты, выполняемые другими людьми)] также может рассматриваться как вариант учебной деятельности, хотя и не основной. Собственно учебная деятельность также может выполняться различных вариантах, которые можно объединить в две групп когда учащийся обладает полноценным умением учиться и реализует собственно познавательный процесс без посторонней помо4 щи и внешних материальных носителей его алгоритма, и — противоположный случай — когда обучающий по ходу усвоения подсказывает, какие познавательные действия он должен выполнять в данный момент. Деятельностные характеристики: 1.Общественный характер (по содержанию – знания, накопленные культурой, по форме – общение и взаимодействие) 2.Целостность 3.Активность 4.Предметность 5.Целенаправленность 6.Осознанность 7.Наличие определенной структуры и содержания 8.Субъектность Собственные характеристики: 1.Овладение учебным материалом 2.Усваиваются научные понятия 3.Направленность на овладение общими способами действий 4.Ведет к изменениям в самом субъекте. Переходя к рассмотрению еще не решенных проблем теории учебной деятельности, можно сразу же назвать первую из них — это необходимость углубленного анализа исторических причин и следствий противостояния двух существующих сейчас основных подходов к обучению — ассоциативного и деятельностного подходов, с которыми тесно связаны так называемые пассивные и активные методы. Вторая проблема связана с тем, чтобы определить место теории, именуемой сейчас как «теория учебной деятельности», среди других теорий, также реализующих деятельностный подход к обучению. К таким другим теориям можно отнести теорию проблемного обучения. Следующая проблема этой теории связана с необходимостью серьезного углубления логико-психологических основ понятия «учебная задача». Сейчас у нас имеется теоретическая характеристика «учебной задачи» и различные примеры ее развертывания, например, при введении детей в математические понятия числа и умножения, в алгебраический способ решения задач, в лингвистическое понятие «принцип русского письма» и т. д. Подлинная учебная задача нацеливает школьников на поиск и обнаружение всеобщего, генетически исходного отношения данной предметной дисциплины (или ее крупных разделов). Последующая конкретизация этого отношения позволяет им правильно решать различные частные задачи. При усвоении и конкретизации этого всеобщего отношения школьники тем самым прослеживают происхождение и становление тех или иных знаний, т. е. овладевают теоретическим знанием. Еще одна проблема возникает при рассмотрении генетической связи индивидуальной и коллективной учебной деятельности. Уже более пятнадцати лет наши сотрудники проводят экспериментальное изучение этой связи на материале таких учебных предметов, как русский язык, математика, изобразительное искусство, физика. Получено много интересных фактических материалов, позволяющих сделать вывод о том, что первичной формой учебной деятельности является ее коллективное выполнение (это соответствует общему теоретическому положению Л. С. Выготского о том, что индивидуальные психические процессы формируются при интериоризации их коллективного осуществления).
- 1. История становления педагогической психологии
- Задачи педагогической психологии
- Предмет педагогической психологии
- 3. Структура педагогической психологии
- 4. Связь педагогической психологии с другими науками
- 5. Основные проблемы педагогической психологии
- Наблюдение как метод педагогической психологии
- Page7. Эксперимент как метод педагогической психологии
- 8. Тестирование как метод педагогической психологии
- Многообразие форм знаний
- 9) Свойства и характеристики знаний субъекта. Свойства знаний
- 13.Основные характеристики усвоения.
- 14.Этапы усвоения научных знаний.
- 15. Структурная организация усвоения.
- 16. Природа процесса усвоения.
- 17. Структурный и функциональный анализ действий.
- 18. Свойства действий.
- 19. Типы ориентировочной основы действий.
- 20. Общая характеристика учебной деятельности.
- 21. Структура учебной деятельности.
- 22. Психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности.
- 23. Психологические и педагогические факторы эффективности процесса учения.
- 24. Психологический анализ урока.
- 25. Подготовка и проведение лекционной формы работы.
- Вопрос 27
- Вопрос 28
- Вопрос 29
- Вопрос 30
- Вопрос 31
- Вопрос 32
- 1 Группа методов
- 2 Группа методов
- 3 Группа методов обучения
- 2. Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения.
- Вопрос 33
- Вопрос 34
- Вопрос 35
- Вопрос 36
- Вопрос37
- Основные концепции и теории обучения.
- Виды воспитания.