3. Современное состояние психологии младенчества
Его характеризует накопление значительного фактического материала и создание первых продуктивных концептуальных построений по его осмыслению. Правда, факты все еще остаются фрагментарными и нередко дискуссионными. Так, не всем исследователям удается воспроизвести сенсационные опыты Роберта Фанца по исследованию восприятия младенцев и Томаса Бауэра по исследованию познавательных и двигательных особенностей младенца.
Что касается теорий психологии младенца, то с ними выступали в разное время такие выдающиеся психологи, как Л. С. Выготский, Жан Пиаже и Джером Брунер. В их концепциях содержится много оригинальных и плодотворных идей, но немало положений носят умозрительный характер и не соотносятся с имеющимися фактами. Звездный час психологии младенчества, пора ее расцвета, по–видимому, еще впереди.
Полезно, однако, уже сейчас попытаться подвести некоторые итоги сделанного. И здесь мы бы согласились с мнением Л. Липситта и Ч. Спайкера, к которому присоединяется в предисловии к своей книге «Психическое развитие младенца» и Т. Бауэр: мы поняли, как много знает и умеет младенец, и удивились, сколь многого он не знает и не умеет.
- Майя Ивановна Лисина Формирование личности ребенка в общении
- Аннотация
- Мая Ивановна Лисина Формирование личности ребенка в общении Об авторе
- Часть I
- Развитие общения ребенка со взрослым и сверстниками
- Проблемы онтогенеза общения1
- Введение
- Глава 1 Понятие общения
- Определение общения
- Общение и деятельность. Общение как деятельность
- Функции общения. Значение общения
- Роль общения в психическом развитии ребенка
- Влияние общения на общее психическое развитие ребенка
- Пути влияния общения на психическое развитие детей
- Глава 2 Возникновение общения у ребенка
- Потребность в общении
- Основные мотивы общения
- Средства общения
- Глава 3 Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни
- Понятие формы общения
- Ситуативно–деловая форма общения
- Внеситуативно–познавательная форма общения
- Внеситуативно–личностная форма общения
- Механизм смены форм общения
- Глава 4 Продукты общения
- Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми
- Образ самого себя
- Заключение
- Список литературы
- Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное6
- I. Задачи сопоставительного изучения общения детей со взрослыми и сверстниками
- II. Роль и функции общения со сверстниками в психическом развитии детей
- III. Исследование общения со сверстниками в отечественной психологии
- IV. Основные этапы развития общения со сверстниками в раннем и дошкольном детстве
- Заключение
- Список литературы
- Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников1
- Часть II Общение и психическое развитие ребенка о механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни7
- Список литературы
- Общение и психическое развитие8
- Список литературы
- Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками9
- 1. Понятие познавательной активности
- 2. Гипотеза о природе и некоторых факторах развития познавательной активности
- 3. Результаты опытов а. Влияние общения на развитие па у младенцев
- Б. Влияние общения на развитие па у детей раннего возраста
- В. Влияние общения на развитие па у дошкольников
- Заключение
- Список литературы
- Проблемы и задачи исследования речи у детей10
- 1. Три функции речи
- 2. Этапы генезиса речи как средства общения
- 3. Подготовительный этап – довербальное развитие общения
- 4. Этап возникновения речи
- 5. Этап развития речевого общения
- Список литературы
- Часть III Общение и личность Формирование личности ребенка в общении11
- Некоторые истоки мировоззрения у дошкольников13
- Заключение
- Список литературы
- Общение и сознание (осознание, самосознание). Развитие сознания (самосознания) в онтогенезе14
- Потребность в общении как стремление к самопознанию и самооценке
- Мотивы общения как основа формирования у детей «образа я» и образов других людей
- Роль общения в формировании основ сознания и мировоззрения детей
- Часть IV Психология младенца Основные проблемы изучения ребенка первого года жизни в зарубежной психологии15
- I. Введение. Современное состояние психологии младенчества
- II. Проблема влияния раннего опыта
- III. Проблема «mothering»
- IV. Проблема диалога матери и ребенка
- V. Проблема привязанности младенца к окружающим людям
- VI. Заключение
- Список литературы
- Что знает и умеет современный младенец16
- 1. Состояние психологии младенчества
- 2. Причины запоздалого развития психологии младенчества
- 3. Современное состояние психологии младенчества
- 4. Компетентность младенца и ее ограниченность
- 5. Зачем младенцу его большие возможности?
- 6. О современном младенце
- Список литературы
- Развитие эмоций в ходе общения co взрослыми в первом году жизни17
- Понятие общения
- Понимание эмоций
- Методика регистрации экспрессивных операций
- Результаты изучения экспрессии детей
- Список литературы
- Список публикаций м. И. Лисиной