Понимание эмоций
Второе предварительное замечание касается понимания нами эмоций. Наши представления об эмоциях еще далеки от четкости и не позволяют нам предложить оригинальные дефиниции. Мы, скорее, стремимся пока опереться на наименее спорные суждения компетентных авторов об этих психических явлениях. В результате знакомства со взглядами разных психологов мы пришли к выводу, что возникновение эмоций чаще всего связывают с оценкой индивидом объекта и с выражением его отношения к данному объекту. При характеристике общения мы также постоянно прибегаем к понятиям оценки и отношения, что уже само по себе свидетельствует о внутренних взаимосвязях коммуникативной деятельности и эмоций. Такие взаимосвязи, как показывают наши наблюдения, весьма разнообразны и прослеживаются при анализе разных структурных компонентов деятельности общения. Однако, ограниченные рамками небольшого сообщения, мы остановимся только на одном вопросе этой большой проблемы, а именно – на том, как выражение эмоций выполняет функции коммуникативных операций, или средств общения.
Дело в том, что средства общения – это та первая реальность, которая прежде всего и наиболее непосредственно открывается взору наблюдателя. Естественно поэтому, что именно средства общения прежде всего попадают в протокол и фиксируются в нем. Все же остальные единицы – даже действия, не говоря уже о мотивах и целях, выделяются позже c помощью теоретического анализа. И вот уже давно было замечено, что среди операций, используемых для целей общения, важное место занимают разнообразные движения, представляющие собою, по существу, выражение эмоций. Удивление, веселье, отвращение на лице слушателя вполне заменяют для говорящего словесные реплики партнера. Общение может совершаться и целиком на уровне невербальных выразительных средств. Вспомним хотя бы немой разговор Исаева и его жены в фильме «Семнадцать мгновений весны» – сцену, удивительную по своей тонкой выразительности и драматизму.
Но в жизни человека существует целая эпоха, когда он общается с окружающими в основном с помощью выражения своих эмоций и восприятия эмоций партнера: это младенчество и довербальное раннее детство. Использование детьми первых месяцев жизни эмоциональных экспрессий в качестве основной коммуникативной операции вполне адекватно содержанию их общения с окружающими. Поэтому я остановлюсь главным образом на фактах, полученных при исследовании общения у детей первых полутора лет жизни. Такой выбор тем более оправдан, что позволяет увидеть процесс возникновения, порождения экспрессивных коммуникативных операций и самые первые, ранние этапы их развития.
- Майя Ивановна Лисина Формирование личности ребенка в общении
- Аннотация
- Мая Ивановна Лисина Формирование личности ребенка в общении Об авторе
- Часть I
- Развитие общения ребенка со взрослым и сверстниками
- Проблемы онтогенеза общения1
- Введение
- Глава 1 Понятие общения
- Определение общения
- Общение и деятельность. Общение как деятельность
- Функции общения. Значение общения
- Роль общения в психическом развитии ребенка
- Влияние общения на общее психическое развитие ребенка
- Пути влияния общения на психическое развитие детей
- Глава 2 Возникновение общения у ребенка
- Потребность в общении
- Основные мотивы общения
- Средства общения
- Глава 3 Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни
- Понятие формы общения
- Ситуативно–деловая форма общения
- Внеситуативно–познавательная форма общения
- Внеситуативно–личностная форма общения
- Механизм смены форм общения
- Глава 4 Продукты общения
- Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми
- Образ самого себя
- Заключение
- Список литературы
- Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное6
- I. Задачи сопоставительного изучения общения детей со взрослыми и сверстниками
- II. Роль и функции общения со сверстниками в психическом развитии детей
- III. Исследование общения со сверстниками в отечественной психологии
- IV. Основные этапы развития общения со сверстниками в раннем и дошкольном детстве
- Заключение
- Список литературы
- Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников1
- Часть II Общение и психическое развитие ребенка о механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни7
- Список литературы
- Общение и психическое развитие8
- Список литературы
- Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками9
- 1. Понятие познавательной активности
- 2. Гипотеза о природе и некоторых факторах развития познавательной активности
- 3. Результаты опытов а. Влияние общения на развитие па у младенцев
- Б. Влияние общения на развитие па у детей раннего возраста
- В. Влияние общения на развитие па у дошкольников
- Заключение
- Список литературы
- Проблемы и задачи исследования речи у детей10
- 1. Три функции речи
- 2. Этапы генезиса речи как средства общения
- 3. Подготовительный этап – довербальное развитие общения
- 4. Этап возникновения речи
- 5. Этап развития речевого общения
- Список литературы
- Часть III Общение и личность Формирование личности ребенка в общении11
- Некоторые истоки мировоззрения у дошкольников13
- Заключение
- Список литературы
- Общение и сознание (осознание, самосознание). Развитие сознания (самосознания) в онтогенезе14
- Потребность в общении как стремление к самопознанию и самооценке
- Мотивы общения как основа формирования у детей «образа я» и образов других людей
- Роль общения в формировании основ сознания и мировоззрения детей
- Часть IV Психология младенца Основные проблемы изучения ребенка первого года жизни в зарубежной психологии15
- I. Введение. Современное состояние психологии младенчества
- II. Проблема влияния раннего опыта
- III. Проблема «mothering»
- IV. Проблема диалога матери и ребенка
- V. Проблема привязанности младенца к окружающим людям
- VI. Заключение
- Список литературы
- Что знает и умеет современный младенец16
- 1. Состояние психологии младенчества
- 2. Причины запоздалого развития психологии младенчества
- 3. Современное состояние психологии младенчества
- 4. Компетентность младенца и ее ограниченность
- 5. Зачем младенцу его большие возможности?
- 6. О современном младенце
- Список литературы
- Развитие эмоций в ходе общения co взрослыми в первом году жизни17
- Понятие общения
- Понимание эмоций
- Методика регистрации экспрессивных операций
- Результаты изучения экспрессии детей
- Список литературы
- Список публикаций м. И. Лисиной