logo
Формирование личности ребенка в общении / Формирование личности ребенка в общении

Потребность в общении как стремление к самопознанию и самооценке

Согласно нашим взглядам, стремление человека к самопознанию и самооценке составляет самую сердцевину его потребности в общении, ее природу. Поэтому возникновение основ самосознания и сознания можно изучать, наблюдая становление и развитие коммуникативных потребностей.

Стремление к самопознанию и самооценке возникает у детей впервые только в общении с близкими взрослыми, которые относятся к младенцу как к будущей личности и существу, уже одаренному сознанием. Без такого отношения (при «дефиците общения», по Н. М. Щелованову) у детей не складывается «первая духовная потребность» (А. В. Запорожец), и они впадают в состояние психического маразма (госпитализм).

1. На протяжении первых 7 лет жизни развитие потребности в общении со взрослыми, а с 3 лет – и со сверстниками обусловливает формирование отношения детей к себе. В фундаменте коммуникативной потребности лежит стремление детей к доброжелательному вниманию других людей, а над ним надстраиваются в последовательном порядке стремление к сотрудничеству, уважению и к общности мнений и оценок с окружающими людьми. Удовлетворяя эти стремления, ребенок получает возможность оценить свои успехи и недостатки с помощью взрослых и сверстников в разных сферах активности.

2. В контактах со взрослыми ребенок оценивает себя путем сравнения с идеалом, образцом; в контактах со сверстниками – путем сравнения с равными себе существами. Оба способа одинаково необходимы ему для развития самопознания, хотя и обеспечивают последнее по–разному.