Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) | М |
Показательный (изложение материала с приемами показа) | П |
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) | Д |
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) | Э |
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) | ПБ |
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) | И |
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) | ПГ |
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения |
|
Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Неделя | Кол. час. | Вид занятия, тема и краткое содержание | Методы |
1-2 | 2 | Тема 1. «Становление и предмет конфликтологии» Лекция: Становление конфликтологии: формирование конфликтологических идей, развитие отечественной конфликтологии. Предмет конфликтологии и методы исследования: понятийный аппарат конфликтологии, ее предмет и объект; исследовательские методы науки о конфликте. Тема 2. «Общая теория конфликта» Лекция: Понятие и типология конфликтов: понятие конфликта; объект и предмет конфликта; проблема типологии конфликтов. Структура конфликта: объективные элементы конфликта; личностные элементы конфликта. Причины конфликтов: противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов; объективные факторы возникновения конфликтов; личностные факторы возникновения конфликтов. Функции конфликта: понятие функции конфликта; конструктивные функции конфликта; деструктивные функции конфликта. Динамика конфликта: пред конфликтная ситуация; открытый конфликт; послеконфликтный период. | М, П, Д |
|
| ||
2 | Семинар:
| Э, ПБ, И | |
3-4 | 2 | Тема 3. «Внутриличностный конфликт» Лекция: Понятие и виды внутриличностных конфликтов. Причины и последствия внутриличностных конфликтов. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов.
Тема 4. «Конфликты на различных уровнях социальной системы». Лекция: Межличностный конфликт. Конфликты в организации. Межгрупповой конфликт.
Тема 5. «Способы предупреждения и разрешения конфликтов» Лекция: Предупреждение конфликтов: трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения; проблемы конфликтных личностей. Разрешение конфликта: тактика избегания конфликта и метод насилия; подходы к разрешению конфликта; универсальные средства разрешения конфликтов и его результаты. | М, П, Д |
|
| ||
2 | Семинар:
| Э, ПБ, И |
Индивидуальная работа преподавателя со студентом
Неделя | Кол. час | Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др. | Методы |
1-4 | - | Тематика рефератов: Современная конфликтология как интегративная и междисциплинарная наука. Роль конфликтологии в развитии современного российского общества. Многообразие методологических принципов исследования конфликтов. Универсальная понятийная схема описания конфликта. Этапы анализа конфликтов. Ситуационный метод исследования социальных конфликтов. Применение методов психологии в исследовании конфликтов. Конфликт как универсальный атрибут человеческого существования. Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов. Компетентная и взвешенная оценка результатов деятельности как условия недопущения конфликтов. Урегулирование конфликтных ситуаций: проблема посредничества в конфликте. Объективные причины конфликтов в экономической сфере. Экономическая политика государства как причина конфликта. Экономический конфликт как предмет регулирования и управления.
| И |
Самостоятельная работа студента
Неделя | Кол. час | Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. | Методы |
| 25 | Темы, вынесенные на самостоятельную подготовку: «Стрессы. Стрессоустойчивостъ как способ предупреждения конфликтов»
«Переговоры как способ разрешения конфликтов»
| И |
| 17 | Темы для докладов и рефератов: Конфликтологические идеи в общественном сознании. Восприятие конфликтов мыслителями Древнего мира, Средневековья и эпохи Возрождения. Конфликтологические концепции Нового времени. Современные теории конфликта. Конфликт как универсальный атрибут человеческого существования. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов. Конфликтогенность общественного разделения труда. Отношение собственности на средства производства как причина конфликтов. Экономическая политика государства как причина конфликта. Внутриполитические и внешнеполитические конфликты, способы их решения. | И |
| 10 | Усвоение текущего учебного материала | И |
| 10 | Подготовка к семинарским занятиям | И |
| 10 | Подготовка к итоговому контролю | И |
2.4.Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№ | Наименование основных методов | Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения |
1. | Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий | Тема 4. Конфликты на различных уровнях социальной системы.
|
2. | Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. | Тема 5. Способы предупреждения и разрешения конфликтов
|
3. | Использование методов, основанных на изучении практики (case studies) | Тема 3. Внутриличностный конфликт.
|
4. | Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач | Тема 5. Способы предупреждения и разрешения конфликтов. |
- 1001003 ____________________Социально-культурный сервис и туризм
- Цель и задачи дисциплины
- 1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)
- 1.2. Требования к уровню освоения дисциплины
- Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
- . Краткое описание деловых игр по «Конфликтологии»
- II. Участники игры.
- III. Установка.
- IV. Порядок проведения игры.
- 1. Знакомство и постановка целей.
- "Мои проблемы".
- "Я не такой, как все, и все мы разные".
- Анцупов а.Я., Баклановский с.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – спб.: Питер, 2006.
- 4. Текущий, промежуточный контроль знаний студентов
- Тестовые задания по дисциплине «Конфликтология»
- Примеры заданий по дисциплине «Конфликтология»
- Вопросы к зачёту по дисциплине «Конфликтология»
- Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций)
- Тема 1: Становление и предмет конфликтологии
- Общая теория конфликтного взаимодействия
- Понятийный аппарат конфликтологии. Его предмет и объект
- Тема 2: Общая теория конфликта
- Личностные элементы конфликта
- Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов
- Объективные факторы возникновения конфликтов
- Личностные факторы возникновения конфликтов
- Функции конфликта
- Динамика конфликта
- Тема 3: Внутриличностный конфликт
- Причины и последствия внутриличностного конфликта
- Последствия внутриличностного конфликта
- Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов
- Тема 4: Конфликты на различных уровнях социальной системы Межличностный конфликт
- Конфликты в организации
- Межгрупповой конфликт
- Тема 5: Способы предупреждения и разрешения конфликтов
- Предупреждение конфликтов
- Разрешение конфликтов
- Методические указания
- 8. Сведения о ппс (по установленной форме)