logo
УМК по конфликтологии 1001003

Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)

М

Показательный (изложение материала с приемами показа)

П

Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)

Д

Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)

Э

Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)

ПБ

Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)

И

Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)

ПГ

Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения

Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».

    1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)

Неделя

Кол. час.

Вид занятия, тема и краткое содержание

Методы

1-2

2

Тема 1. «Становление и предмет конфликтологии»

Лекция: Становление конфликтологии: формирование конфликтологических идей, развитие отечественной конфликтологии. Предмет конфликтологии и методы исследования: понятийный аппарат конфликтологии, ее предмет и объект; исследовательские методы науки о конфликте.

Тема 2. «Общая теория конфликта»

Лекция: Понятие и типология конфликтов: понятие конфликта; объект и предмет конфликта; проблема типологии конфликтов. Структура конфликта: объективные элементы конфликта; личностные элементы конфликта. Причины конфликтов: противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов; объективные факторы возникновения конфликтов; личностные факторы возникновения конфликтов. Функции конфликта: понятие функции конфликта; конструктивные функции конфликта; деструктивные функции конфликта. Динамика конфликта: пред конфликтная ситуация; открытый конфликт; послеконфликтный период.

М, П, Д

2

Семинар:

  1. Становление конфликтологии.

  2. Предмет конфликтологии и методы исследования.

  3. Понятие и типология конфликтов.

  4. Структура конфликта.

  5. Причины конфликтов.

  6. Функции конфликта.

  7. Динамика конфликта.

Э, ПБ, И

3-4

2

Тема 3. «Внутриличностный конфликт»

Лекция: Понятие и виды внутриличностных конфликтов. Причины и последствия внутриличностных конфликтов. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов.

Тема 4. «Конфликты на различных уровнях социальной системы».

Лекция: Межличностный конфликт. Конфликты в организации. Межгрупповой конфликт.

Тема 5. «Способы предупреждения и разрешения конфликтов»

Лекция: Предупреждение конфликтов: трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения; проблемы конфликтных личностей. Разрешение конфликта: тактика избегания конфликта и метод насилия; подходы к разрешению конфликта; универсальные средства разрешения конфликтов и его результаты.

М, П, Д

2

Семинар:

  1. Понятие и виды внутриличностных конфликтов.

  2. Причины и последствия внутриличностных конфликтов.

  3. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов.

  4. Межличностный конфликт.

  5. Конфликты в организации.

  6. Межгрупповой конфликт.

  7. Предупреждение и разрешение конфликта.

Э, ПБ, И

    1. Индивидуальная работа преподавателя со студентом

Неделя

Кол. час

Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др.

Методы

1-4

-

Тематика рефератов:

Современная конфликтология как интегративная и междисциплинарная наука.

Роль конфликтологии в развитии современного российского общества.

Многообразие методологических принципов исследования конфликтов.

Универсальная понятийная схема описания конфликта. Этапы анализа конфликтов.

Ситуационный метод исследования социальных конфликтов.

Применение методов психологии в исследовании конфликтов.

Конфликт как универсальный атрибут человеческого существования.

Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов.

Компетентная и взвешенная оценка результатов деятельности как условия недопущения конфликтов.

Урегулирование конфликтных ситуаций: проблема посредничества в конфликте.

Объективные причины конфликтов в экономической сфере.

Экономическая политика государства как причина конфликта.

Экономический конфликт как предмет регулирования и управления.

И

    1. Самостоятельная работа студента

Неделя

Кол. час

Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.

Методы

25

Темы, вынесенные на самостоятельную подготовку:

«Стрессы. Стрессоустойчивостъ как способ предупреждения конфликтов»

  1. Понятие и природа стресса.

  2. Причины и источники стресса

  3. Профилактика стрессов в производственных ситуациях.

  4. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.

«Переговоры как способ разрешения конфликтов»

  1. Общая характеристика переговоров.

  2. Стратегии ведения переговоров.

  3. Динамика переговоров.

  4. Тактические приемы ведения переговоров.

  5. Посредничество в переговорном процессе.

И

17

Темы для докладов и рефератов:

Конфликтологические идеи в общественном сознании.

Восприятие конфликтов мыслителями Древнего мира, Средневековья и эпохи Возрождения.

Конфликтологические концепции Нового времени.

Современные теории конфликта.

Конфликт как универсальный атрибут человеческого существования.

Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов.

Конфликтогенность общественного разделения труда.

Отношение собственности на средства производства как причина конфликтов.

Экономическая политика государства как причина конфликта.

Внутриполитические и внешнеполитические конфликты, способы их решения.

И

10

Усвоение текущего учебного материала

И

10

Подготовка к семинарским занятиям

И

10

Подготовка к итоговому контролю

И

2.4.Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе

Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

Наименование основных методов

Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения

1.

Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий

Тема 4. Конфликты на различных уровнях социальной системы.

2.

Применение активных методов обучения, на основе опыта и др.

Тема 5. Способы предупреждения и разрешения конфликтов

3.

Использование методов, основанных на изучении практики (case studies)

Тема 3. Внутриличностный конфликт.

4.

Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач

Тема 5. Способы предупреждения и разрешения конфликтов.