Объективные факторы возникновения конфликтов
На разных уровнях общественной жизни и в различных ее сферах объективные факторы, вызывающие конфликт, весьма многочисленны и разнокачественны. Ими могут быть материальные блага, ресурсы, власть, должность, статус, общественные духовные ценности и тд. То, что их объединяет,— это независимость от личностных качеств людей, их сознания и воли, ценностей и пристрастий.
Более конкретно объяснить роль, значение и механизм влияния объективных факторов на возникновение конфликтов можно на примере производственной сферы жизни людей, и в частности, таком ее уровне, как организация. Современная конфликтология выделяет здесь следующие объективные причины конфликта:
• ограниченность ресурсов, подлежащих распределению,
• взаимозависимость ответственности и заданий;
• несогласованность целей разных групп работников;
• плохие коммуникации;
• нечеткое распределение прав и обязанностей;
• некомпетентность, несоответствие занимаемой должности;
• чрезмерная загруженность сотрудников, превышающая личные возможности;
• неблагоприятный стиль руководства;
• плохие условия труда;
• инновации, нововведения на производстве;
• недостаточная разработанность правовых норм и процедур;
• слабая разработанность этических нормативов и отсутствие комитетов или комиссий по этике.
Как видим, только в организации объективных факторов конфликта имеется достаточно большое количество. Роль и значение как основы развития противоречий, порождающих конфликт.
1 Ограниченность ресурсов, подлежащих распределению. Это могут быть самые разнообразные ресурсы: материально-технические, финансовые, социально-экономические и др. Их ограниченность может вызывать противоречие интересов между индивидами и социальными группами, ибо выделение их какому-либо индивиду или производственному объединению означает, что другие получат меньшую их долю. При этом не важно, о чем идет речь — премиях, компьютерах, новом оборудовании и т.д.
2 Взаимозависимость ответственности и заданий. Возможность конфликта в организации существует везде, где один человек или группа зависят от выполнения заданий других людей. Это обусловлено тем, что всякая организация представляет собой систему, элементы которой функционально взаимосвязаны между собой, Поэтому если какой-либо элемент системы (работник, подразделение) не выполняет возложенные на него обязанности и задачи, то есть функционирует неадекватно, допускает сбои в работе, то в этом случае нарушается нормальное функционирование всей системы. А это уже чревато конфликтом на разных уровнях и между различными действующими лицами организации.
3 Несогласованность целей различных групп работников. Причина конфликта при этом кроется в том, что различные функциональные группы в организации могут уделять достижению своих целей больше внимания, нежели организации в целом. При этом конфликт может возникнуть как между группой и организацией, так и между группами внутри организации. Например, между отделом сбыта и производственным отделом.
4 Слабая разработанность этических нормативов и отсутствие комитетов или комиссий по этике является также важным фактором возникновения конфликтов. Этический фактор — объективный для членов организации, потому что ни один сотрудник субъективно не в силах изменить общепринятые этические нормы и принципы поведения и должен считаться с ними, нравятся они ему или нет. В данном случае проблема заключается в том, что отсутствие интереса различных служб организации к профессиональной этике очень часто приводит не только к внутри групповому, но и внутриличностному конфликту.
- 1001003 ____________________Социально-культурный сервис и туризм
- Цель и задачи дисциплины
- 1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)
- 1.2. Требования к уровню освоения дисциплины
- Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
- . Краткое описание деловых игр по «Конфликтологии»
- II. Участники игры.
- III. Установка.
- IV. Порядок проведения игры.
- 1. Знакомство и постановка целей.
- "Мои проблемы".
- "Я не такой, как все, и все мы разные".
- Анцупов а.Я., Баклановский с.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – спб.: Питер, 2006.
- 4. Текущий, промежуточный контроль знаний студентов
- Тестовые задания по дисциплине «Конфликтология»
- Примеры заданий по дисциплине «Конфликтология»
- Вопросы к зачёту по дисциплине «Конфликтология»
- Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций)
- Тема 1: Становление и предмет конфликтологии
- Общая теория конфликтного взаимодействия
- Понятийный аппарат конфликтологии. Его предмет и объект
- Тема 2: Общая теория конфликта
- Личностные элементы конфликта
- Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов
- Объективные факторы возникновения конфликтов
- Личностные факторы возникновения конфликтов
- Функции конфликта
- Динамика конфликта
- Тема 3: Внутриличностный конфликт
- Причины и последствия внутриличностного конфликта
- Последствия внутриличностного конфликта
- Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов
- Тема 4: Конфликты на различных уровнях социальной системы Межличностный конфликт
- Конфликты в организации
- Межгрупповой конфликт
- Тема 5: Способы предупреждения и разрешения конфликтов
- Предупреждение конфликтов
- Разрешение конфликтов
- Методические указания
- 8. Сведения о ппс (по установленной форме)