Содержание
Список упражнений
Введение
Часть I. Тренинг коммуникативных навыков
Глава 1. Тренинг навыков межличностного общения
Глава 2. Фасилитация и динамика развития группы
Глава 3. Оценивание тренинга развития коммуникативных навыков
Глава 4. Руководство по проведению тренингов развития коммуникативных навыков
Глава 5. Контрольные вопросы по теме “Тренинг развития коммуникативных навыков”
Часть II. Упражнения для тренингов
Глава 6. Разогревающие упражнения и упражнения на знакомство
Глава 7. Упражнения, выполняемые в парах
Глава 8. Упражнения для малых групп
Глава 9. Исследование зрительного контакта
Глава 10. Исследование чувств
Глава 11. Гештальт-упражнения
Глава 12. Упражнения на оценивание
Глава 13. Упражнения на развитие навыков проведения консультирования
Глава 14. Упражнения на развитие навыков ассертивного поведения
Глава 15. Упражнение на развитие навыков интервьюирования
Глава 16. Упражнения на развитие навыков фасилитации
Темы для обсуждений
Ссылки
Библиография
список упражнений
Разогревающие упражнения и упражнения на знакомство
“Открывающий круг”. Упражнение № 1
“Блиц-опрос”. Упражнение № 2
“Знакомство в парах”. Упражнение № 3
“Знакомство”. Упражнение № 4
“Передвижения”. Упражнение № 5
“Прогулка вслепую”. Упражнение № 6
“Анкета”. Упражнение № 7
“Все новое и хорошее”. Упражнение № 8
“Официальное знакомство”. Упражнение № 9
“Ответы на вопросы”. Упражнение № 10
Упражнения, выполняемые в парах
“Начало работы в парах”. Упражнение № 11
“Мозговой штурм”. Упражнение № 12
“Со-консультирование”. Упражнение № 13
“Выслушивание”. Упражнение № 14
“Задавание вопросов”. Упражнение № 15
“Интервьюирование в парах”. Упражнение № 16
“Исследование выбранной темы”. Упражнение № 17
“Снежный ком”. Упражнение № 18
“Молчаливые пары”. Упражнение № 19
“Не слушать!”. Упражнение № 20
Упражнения для малых групп
“Роджерианское слушание”. Упражнение № 21
“Мозговой штурм”. Упражнение № 22
“Без ведущего”. Упражнение № 23
“Аквариум”. Упражнение № 24
“Следуй правилам”. Упражнение № 25
“Делайте все, что угодно”. Упражнение № 26
“Альтернативные точки зрения”. Упражнение № 27
“Горячее сиденье”. Упражнение № 28
“Квакерская группа”. Упражнение № 29
“Язык тела”. Упражнение № 30
Исследование зрительного контакта
“Отсутствие зрительного контакта”. Упражнение № 31
“Центрирование”. Упражнение № 32
“Поддержание зрительного контакта”. Упражнение № 33
“Установление зрительного контакта в группе”. Упражнение № 34
“Обсуждение и зрительный контакт”. Упражнение № 35
“Немой взгляд”. Упражнение № 36
“Что говорят глаза”. Упражнение № 37
“Зрительный контакт в повседневной жизни”. Упражнение № 38
“Регистрация движений глаз”. Упражнение № 39
“Движения глаз”. Упражнение № 40
Исследование чувств
“Мозговой штурм на тему “чувства””. Упражнение № 41
“Слова, обозначающие чувства”. Упражнение № 42
“Выражение чувств”. Упражнение № 43
“Разрешение”. Упражнение № 44
“Преувеличение”. Упражнение № 45
“Парадокс”. Упражнение № 46
“Самые ранние переживания”. Упражнение № 47
“Фокусировка”. Упражнение № 48
“Детство”. Упражнение № 49
“Будущее”. Упражнение № 50
Гештальт-упражнения
“Непосредственное осознавание”. Упражнение № 51
“Перемещающееся осознавание”. Упражнение № 52
“Отслеживание”. Упражнение № 53
“Описания”. Упражнение № 54
“Я и объект”. Упражнение № 55
“Самоописание”. Упражнение № 56
“Я и не-Я”. Упражнение № 57
“Медитация”. Упражнение № 58
“Поток сознания”. Упражнение № 59
“Здесь и сейчас”. Упражнение № 60
Упражнения на оценивание
“Оценивание в парах”. Упражнение № 61
“Оценивание номинальной группы”. Упражнение № 62
“Оценивание, проводимое самостоятельно и с помощью коллег”. Упражнение № 63
“Дневник”. Упражнение № 64
“Лучшее и худшее”. Упражнение № 65
“Чему я научился”. Упражнение № 66
“Мозговой штурм”. Упражнение № 67
“Планы на будущее”. Упражнение № 68
“Опросник”. Упражнение № 69
“Личная оценка”. Упражнение № 70
Упражнения на развитие навыков проведения консультирования
“Простое выслушивание”. Упражнение № 71
“Использование открытых вопросов”. Упражнение № 72
“Использование закрытых вопросов”. Упражнение № 73
“Использование эмпатических высказываний”. Упражнение № 74
“Проверка правильности понятого”. Упражнение № 75
“Знакомство с тишиной”. Упражнение № 76
“Зондирование”. Упражнение № 77
“Подведение итогов”. Упражнение № 78
“Собрать все вместе”. Упражнение № 79
“Неправильная” ролевая игра”. Упражнение № 80
Упражнения на развитие навыков ассертивного поведения
“Скажи “Да”/“Нет””. Упражнение № 81
“Скажи “Нет””. Упражнение № 82
“Скажи “Да””. Упражнение № 83
“Противоречивый язык тела”. Упражнение № 84
“Конгруэнтный язык тела”. Упражнение № 85
“Ролевая игра”. Упражнение № 86
“Ролевая игра на разыгрывание покорности”. Упражнение № 87
“Ролевая игра с преувеличениями”. Упражнение № 88
“Психодрама”. Упражнение № 89
“Практика реальной жизни”. Упражнение № 90
Упражнения на развитие навыков интервьюирования
“Подготовка к прохождению интервью”. Упражнение № 91
“Контрольные вопросы к интервью”. Упражнение № 92
“Определение ключевых моментов”. Упражнение № 93
“Написание резюме”. Упражнение № 94
“Ролевая игра в интервью”. Упражнение № 95
“Неправильная” ролевая игра”. Упражнение № 96
“Взращивание уверенности в себе”. Упражнение № 97
“Практика интервьюирования”. Упражнение № 98
“Адвокат дьявола”. Упражнение № 99
“Собрать все вместе”. Упражнение № 100
Упражнения на развитие навыков фасилитации
“Определение навыков фасилитации”. Упражнение № 101
“Самооценка”. Упражнение № 102
“Планирование”. Упражнение № 103
“Поиск смысла”. Упражнение № 104
“Конфронтирование”. Упражнение № 105
“Работа с чувствами”. Упражнение № 106
“Структурирование”. Упражнение № 107
“Признание ценности другого человека”. Упражнение № 108
“Прислушайся к группе”. Упражнение № 109
“Использование на практике навыков групповой фасилитации”. Упражнение № 110
Ответ на вопрос: "Ассертивное поведение - ресурс?" Я бы сказал, что это бесценный ресурс, которым пользуются люди. Когда мы ведем лекцию или семинар, родительское собрание или просто общаемся с людьми, мы должны быть уверены в тех словах, которые говорим, потому что та информация, которую мы хотим преподнести, в той или иной степени будет влиять на ход дальнейших событий. 22 февраля, в преддверии праздника "Дня защитника Отечества", мне посчастливилось встретиться с моим другом и его девушкой. Когда мы с ним встречались в последний раз, он превосходил меня в общении, задавал вопросы, после которых я нервничал, паниковал, расстраивался, что не смогу ему ответить. Сейчас же, когда я с ним общался, у нас был настолько сильный диалог, что я сначала стал переживать, что опять повторится такая ситуация. Но он сделал ошибку, отвечая на один из моих вопросов, скажем так, имел неосторожность говорить такие слова, значения которых я понимал, а он нет, но он их говорил с такой уверенностью, что поначалу мне казалась, что он их знает. И туг я просто начал задавать ему обычные вопросы: почему, для чет, зачем, почему ты так считаешь? Задавая какой-либо из этих вопросов, у меня была цель узнать у него как можно больше информации. Но зачастую мои обычные вопросы, ею ставили в тупик. И он практически после каждого вопроса говорил мне: "Женек, ты мне сейчас мозг "взорвешь"! Эти слова делали меня более уверенным, собственно – этим я пользовался. План по развитию собственного уверенного поведения "Горячий топ " 1. Как можно больше лично общаться с незнакомыми мне людьми. 2. Отрабатывать навыки эффективного общения. 3. Научиться внимательно слушать и понимать, не отвлекаться на что-либо. 4. Принимать ответственность за свое личное поведение. 5. Искать простые (правильные) выходы из сложных ситуаций. 6. Заставить читать себя "умные" книги. 7. Перестать быть агрессивным в тех ситуациях, которые раздражают. 8. Уметь делать правильный выбор в той или иной ситуации. 9. Уметь рисовать этот мир своими яркими красками. 10. Научиться делать правильно самоанализ. Для проведения групповой работы в формате тренинга тренер должен осознавать концептуальную основу. Специалисты выделяют две концепции тренинга:
2) внутренняя - для тренера. У тренера есть свой замысел, который он не раскрывает перед участниками полностью. Он добивается осуществления своего замысла с помощью средств, методов, техник, логики построения тренинга. Процесс создания тренинга можно рассмотреть с помощью метафорического образа здания, в котором присутствуют обязательные компоненты: концепция тренинга, коммуникации, тренинговые методы, результаты тренинга. Только при целостном понимании методологических основ тренинга можно построить целостное занятие. Структура тренинга. Первый этап: подготовка к тренингу. Специалисту по социальной работе (тренеру) необходимо серьезно готовиться к тренингу. На этапе подготовки тренер должен определить планируемые результаты тренинга. Для этого необходимо ответить на поставленные вопросы: Каковы ожидания и пожелания потенциальных участников тренинга? Какие темы им в наибольшей степени интересны? Что им кажется актуальной задачей обучения? Над какими умениями они хотели бы поработать? Каков предполагаемый формат тренинга? Планируемая продолжительность тренинга? Количество участников? Место проведения тренинга? В практике используется следующий порядок подготовки специалиста к тренингу: 1. Изучение литературы и анализ своего опыта по теме предполагаемого тренинга. 2. Создание примерного сценария тренинга (плана), который учитывает: а) динамику эмоционального напряжения; б) групповую динамику; в) динамику внимания. 3. Разработка раздаточных материалов. 4. Подбор текстов, процедур и упражнений, которые позволяют эффективно работать на цель и результат тренинга.
Основные инструкции и теоретический материал необходимо выучить наизусть, чтобы можно было спокойно оперировать данной информацией, моделировать ее по ходу занятий, какие-то части сокращать, а о чем-то говорить подробнее, и если у группы возникнут вопросы, легко на них отвечать. Остановимся подробнее на некоторых важных моментах при подготовке тренинга. Выбор упражнения. Выбирая то или иное психогимнастическое упражнение, тренер ориентируется на следующее: 1. Что преимущественно должно произойти в результате его проведения: - изменится состояние группы как целого; - изменится состояние каждого из участников группы в отдельности; - в большей степени изменится состояние кого-то одного или двух-трех участников; - будет получен материал для продвижения вперед в содержательном плане. 2. На каком этапе развития находится группа: чем она сплоченней, чем свободнее и непринужденнее чувствуют себя ее участники, тем рискованнее могут быть упражнения. К ним прежде всего относятся такие, которые предполагают физический контакт участников группы в ходе выполнения упражнения, а также упражнения, которые выполняются с закрытыми глазами. Несвоевременное использование подобных упражнений приводит к повышению напряженности, возникновению дискомфорта в группе. 3. Состав группы: социально-демографические характеристики (пол, возраст и т. д.), а также физические данные. 4. Время дня: в начале дня целесообразно проводить упражнения, которые позволяют отключиться от забот и проблем, не относящихся к групповой работе, включиться в ситуацию "здесь и теперь", почувствовать группу и т.д.; кроме того, бывает необходимо мобилизовать внимание, интеллектуальную активность. Во второй половине дня следует проводить упражнения, помогающие снять усталость, создающие условия для эмоциональной разрядки. Последние также полезно выполнять после напряженных обсуждений, сложных для всех или некоторых участников группы ситуаций. Второй этап: начало тренинга. В самом начале работы ведущий информирует участников тренинга о том, что они могут получить в результате обучения. После этого устанавливаются основные принципы работы в группе. Особое внимание следует уделить проговариванию в группе правил, цель которых обеспечить безопасную обстановку для продуктивной работы. Основные правила, которые вводятся тренером, относятся к конфиденциальности, безоценочности, использованию R -высказываний и в целом культуры поведения. Далее группа может предложить свои правила, которые помогут участникам чувствовать себя более комфортно. В различных группах они могут отличаться и задаваться по-разному в зависимости от целей, задач и стиля руководства ведущего. Многие тренеры организуют специальную процедуру по выработке основных правил группы. Возможно их оглашение ведущим, но и в этом случае следует организовать процедуру обсуждения, предложив высказаться каждому участнику. В любом случае правила должны быть определены, понятны и приняты участниками. Знакомство является важным этапом любого тренинга независимо от его целей и задач. Это не просто узнавание имен, а своеобразная презентация (представление) участников друг другу. В то же время она может являться и своеобразной презентацией работы в тренинговой группе. Процедура знакомства позволяет "раскачать" группу, а иногда и задает общий ритм работы. Ее цель можно считать достигнутой, если участники почувствовали заинтересованность и любопытство по отношению к дальнейшей работе. Третий этап: создание работоспособности. Наиболее важный и требующий большого внимания процесс в тренинговой работе - сплоченность группы. Для усиления сплоченности тренер использует весь арсенал методов тренинга. Выбор и освоение методов включает в себя пять смысло-образующих осей:
2) динамики (степень вовлеченности участников и энергетика тренингового процесса: скучно группе или нет; в тонусе или расслаблена; "держит" тренер группу или "теряет"?); 3) задач (какие именно задачи можно решить этим способом); 4) экологии участников (насколько это безопасно); 5) особенностей группового поведения (лидерство, конфронтация, сплоченность, закрытость, сопротивление и т.д.). Все, что делает тренер, направлено в том числе и на развитие сплоченности группы. Сплоченность ведет к созданию в группе атмосферы безопасности, к снижению психического напряжения, установлению искренних, доверительных отношений между участниками. Повышается ответственность и активность участников, что способствует целенаправленной групповой деятельности. Четвертый этап: ориентация - осознание - переоценка. На данном этапе у участника появляется ориентация по проблемам, обозначенным в теме тренинга. Успешная деятельность предполагает формирование у человека понимания того, с какими знаниями, умениями, навыками будет идти работа, что он может улучшить у себя. Такая работа должна осуществляться поэтапно. Процесс каждой игры в тренинге должен представлять собой законченный и целостный блок. На этапе ориентировки тренер подводит группу к той или иной теме (иногда за несколько часов), выстраивая определенную стратегию, для того чтобы группа была готова к игре. Готовность к игре заключается в том, чтобы группа заинтересовалась предложенной темой, в ней проявились разные точки зрения и у большинства участников появилось желание разобраться в данном вопросе. Тренер продумывает игру, распределяет роли, дает инструкции. В процессе игры у участников появляется осознание каких-то важных закономерностей и правил. Далее идет переоценка своего опыта, привычных способов поведения, формируются новые установки, что приводит к новым действиям, новым алгоритмами новому поведению. Данные стадии можно проследить и во всем тренинге как некий совокупный процесс, и его последняя стадия раскрывается в пятом этапе. Пятый этап: изменения. Реально достигаемые результаты тренинга:
2. Осознание индивидуальных и организационных возможностей и ограничений. 3. Исследование происходящих в отрасли, в регионе, в организации явлений. 4. Создание новых концепций, подходов, миссии, стратегии и др. 5. Оптимизация коммуникаций, управления, взаимодействия и др. в организации 6. Формирование общности - развитие личных отношений, эмоционального климата, группового единства, приверженности, "формирование команды" и проч. В результате прохождения тренинга участники осваивают новые технологии, методы и приемы по теме тренинга; получают опыт анализа конкретных случаев. |
ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА-СЕМИНАРА:
Тренинг развивает навыки ассертивного (уверенного) поведения. Вырабатывает позитивное отношение к себе, к другим, умение справиться с конфликтной ситуацией, вырабатывает адекватное реагирование на критику, повышение самооценки.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОТ ТРЕНИНГА:
После тренинга участники приобретут уверенность в себе и смогут решать многие сложные жизненные ситуации более конструктивно.
АУДИТОРИЯ:
Собственники бизнеса Руководители компаний Топ-менеджеры Менеджеры по продажам (общение с клиентом) Соискатели вакансий накануне собеседования
ФОРМАТ:
Семинар, деловая игра, обсуждение, взгляд со стороны.
80% времени занимают упражнении по развитию ассертивного поведения
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ТРЕНИНГА:
2 дня, 16 часов занятий.
В ПРОГРАММЕ ЗАНЯТИЙ:
1. Вводная часть. Ожидания. Контракт (интерактивный семинар).
- Ассертивные права
- Ассертивность
- На что я имею полное право ( или как стать разумным эгоистом )
- Способы выражения гнева
- Пять прав фернштергейма
- Тренинг ассертивного поведения (практические рекомендации)
- Права человека:
- Содержание
- 2. Знакомство.
- 16. Шерринг. Завершение тренинга. «Тренинг ассертивности: Избранные упражнения»
- Глава 3. Позитивное мышление
- Хинш р., Виттманн с. Социальная компетенция Суть концепции:
- Слабые стороны:
- Сильные стороны :
- Книга будет полезна следующим категориям читателей:
- Министерство образования и науки российской федерации
- Рабочая программа учебной дисциплины
- Учебный план набора ______ года и последующих лет.
- Магнитогорск 2011 Лист согласований
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
- 5.2. Содержание разделов дисциплины (по темам)
- 5.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (предыдущими) и обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
- 5.4. Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов занятий
- 5.5. Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов контроля
- 6. Методы и формы организации обучения Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий в часах
- 7. Лабораторный практикум
- 8. Практические занятия (семинары)
- 9. Самостоятельная работа
- 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: