19.Виды искажений межличностной перцепции.
Изучение процесса межличностного взаимодействия (в частности, кооперативно—конфликтного поведения личности) тесно связано с анализом межличностного восприятия. Межличностное восприятие является одним из трех важнейших планов общения {3}. Именно благодаря различным искажениям, возникающим в его процессе, мы имеем дело с межличностными конфликтами. Поэтому важно остановится на вопросах, связанных со структурой межличностного восприятия, общими закономерностями его процесса и результата, сферой индивидуального, находящего в нем свое выражение (мотивацией, установками, когнитивными особенностями, профессиональной принадлежностью, социальной ролью, полом, возрастом и др.).
Структура межличностного восприятия обычно описывается как трехкомпонентная. Она включает в себя субъект межличностного восприятия, объект и сам процесс восприятия. При исследовании межличностного восприятия обычно учитываются социальные характеристики (формально-ролевые, межличностно-ролевые), личностные (системы установок, структура мотивов и др.) и физические характеристики, как объекта, так и субъекта межличностного восприятия. Смысл процесса межличностного восприятия состоит в "вычитывании", расшифровывании значения внешних данных объекта восприятия и раскрытии смысла получающегося таким образом "текста". В процессе общения с окружением вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст поведения. Отсюда для результата межличностного восприятия существенными оказываются не только характеристики субъекта и объекта восприятия, но и условия, ситуации, в которых происходит процесс формирования образа объекта у субъекта{9}. Проблема восприятия оппонента в конфликте.
- Место социальной психологии в системе наук.
- 2.Предмет, объект, методы социальной психологии.
- 3.Задачи и функции социальной психологии.
- 4.Этапы развития и первые школы социальной психологии. Этапы развития социально-психологического знания
- 5.Категория «отношения», виды отношений. Общественные и межличностные отношения, их соотношение.
- Формы межличностных отношений
- 6.Социально-психологические механизмы влияния: заражение.
- 7.Социально-психологические механизмы влияния: подражание.
- 8.Социально-психологические механизмы влияния: внушение.
- 9.Социально-психологические механизмы влияния: убеждение
- 10.Социально-психологические механизмы влияния: идентификация.
- 11.Коммуникативная сторона общения.
- 4.Дистанции (зоны)
- 12.Формы общения (императив, соперничество, партнёрство, содружество).
- 13.Формы общения (манипуляция).
- 14.Сущность социальной перцепции. Особенности восприятия социальных объектов
- 15.Динамика социальной перцепции.
- 16.Функции социальной перцепции.
- 17.Социальная рефлексия.
- 18.Имплицитные теории личности. Эвристики
- 19.Виды искажений межличностной перцепции.
- 20.Каузальная атрибуция. Фундаментальная ошибка каузальной атрибуции.