4.Этапы развития и первые школы социальной психологии. Этапы развития социально-психологического знания
Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа:
1) описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.) – зарождение и первые шаги социально-психологического знания встречаются уже в трудах философов античности.
Социоцентризм Платона– социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения. Индивидуальные особенности человека и его социальное поведение и положение у Платона связано с тремя частями тела: головой (умом) – развит у философов, сердце (мужество) – у воинов и живот (телесные вожделения) – у ремесленников. На подобной основе Платон различает и отдельные народы.
Эгоцентризм Аристотеля – человек рассматривался как «социальное животное», которое не может развиваться нормально вне общества, однако, решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе.
Тории «плохого» и «хорошего» человека. В эпоху Возрождения существовало два учения, одно из которых («реалистическое») придерживалось мнения о изначальной порочности человека и аморальности общества (Н. Макиавелли, Т. Гоббс). Согласно другому учению («романтическому»), человек по своей природе добр, но именно общество портит его, формируя негативные черты.(Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Д. Дидро).
В XVIII в. получила развитие теория, строящаяся на принципе личной выгоды (И. Бентам, А. Смит). Главным принципом поведения объявлялась оценка всех явлений, исходя из их полезности, для отдельного индивида. Благосостояние общества, по этой теории, должно строиться на свободе действий каждого его члена в соответствии со своим собственным интересом в экономической сфере.
Методологии позитивизма О.Конта – при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира. Психика человека, по мнению Конта, развивается только в обществе и он всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения.
2) Этап становления социально-психологического знания характеризовался следующими направлениями:
Психология народов (возникло под влиянием идей Гегеля) – «дух» нации или народа противопоставлялся «духу» отдельных индивидов (Лацарус и Штейнталь). В. Вундта также считал, что психические продукты, общественного характера человеческой жизни (языки, мифы и обычаи), необъяснимы, только исходя из индивидуального сознания, и имеют социальное происхождение.
Теории доминирующего фактора сводили основы всех социально-психологических явлений к единственному объяснению. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание,Г. Лебон – внушение, У. Джеймс – привычку, У. Макдугалл и У. Троттер – инстинкт, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль – «коллективное сознание».
Социальный дарвинизм делал акцент на «борьбе за существование» посредством межличностных и межгрупповых конфликтов (Г. Спенсер). Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими, оправдывая войну, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт.
Психоаналитическая теория 3. Фрейда – инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества, результатом чего являются фрустрации. В основе эмоциональных связей общества лежат идентификация и десексуализация «либидо» (сублимация).
3) Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке. На рубеже XIX–XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период – исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Отцом социально-психологического эксперимента считается Н. Триплет.
Школы
Функционализм (или функциональная психоло-
гия) возник под влиянием эволюционной теории
в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории со-
циального дарвинизма Г. Спенсера. Г. Спенсер по-
лагал, что основным законом социального развития
является закон выживания наиболее приспособлен-
ных обществ и социальных групп. Представители
функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр
и др.) изучали людей и социальные группы с точки
зрения их социальной адаптации - приспособления
к сложным условиям жизни. Главная социально-пси-
хологическая проблема функционализма - проблема
наиболее оптимальных условий социальной адапта-
ции субъектов общественной жизни.
Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) - пове-
денческая психология, изучающая проблемы за-
кономерностей поведения человека и животного
[И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон,
Б. Скиннер и др.). Поведение рассматривалось как
объективная, наблюдаемая реальность, которую мож-
но исследовать в экспериментальных условиях.
Центральная проблема бихевиоризма - проблема на-
учения, т. е. приобретения индивидуального опыта по-
средством проб и ошибок. Выделены четыре закона
научения: закон эффекта, закон упражнения, закон го-
товности и закон ассоциативного сдвига.
Психоаналитическое направление связано
с именем 3. Фрейда. Исследовал проблемы бессоз-
нательных, иррациональных процессов в личности
и в ее поведении. Полагал, что центральной движу-
щей силой человека выступает совокупность влече-
ний. Некоторые из аспектов данного направления
\/ получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера
Социально-психологические проблемы направления:
конфликт человека и общества, проявляющийся
в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.
Гуманистическая психология (Г. Оллпорт,
А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала челове-
ка как полноценно развивающуюся личность, которая
стремится реализовать свои потенциальные возмож-
ности и достигнуть самоактуализации, личностного
роста. В каждом нормальном человеке заложена тен-
денция к самовыражению и самореализации.
Когнитивизм трактует социальное поведение че-
ловека как совокупность преимущественно позна-
вательных процессов и делает акцент на процессе
познания человеком мира, постижении им сущности
явлений посредством основных когнитивных психи-
ческих процессов (памяти, внимания и т. д.). Пробле-
ма когнитивизма - принятие решений человеком.
Представители когнитивной школы {Ж. Пиаже,
Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое
внимание на знание человека и способы его форми-
рования.
Интеракционизм (позднее символический инте-
ракционизм) исследовал проблемы социального ас-
пекта взаимодействия между людьми в процессе
деятельности и общения. Основная идея интеракцио-
низма: личность всегда социальна и не может фор-
мироваться вне общества. Особое значение прида-
валось коммуникации как обмену символами
и выработке единых значений и смыслов.
Большинство психологических школ можно разгра-
ничить лишь с известной долей условности, посколь-
ку все они исследуют человека в группе, обществе,мире.
- Место социальной психологии в системе наук.
- 2.Предмет, объект, методы социальной психологии.
- 3.Задачи и функции социальной психологии.
- 4.Этапы развития и первые школы социальной психологии. Этапы развития социально-психологического знания
- 5.Категория «отношения», виды отношений. Общественные и межличностные отношения, их соотношение.
- Формы межличностных отношений
- 6.Социально-психологические механизмы влияния: заражение.
- 7.Социально-психологические механизмы влияния: подражание.
- 8.Социально-психологические механизмы влияния: внушение.
- 9.Социально-психологические механизмы влияния: убеждение
- 10.Социально-психологические механизмы влияния: идентификация.
- 11.Коммуникативная сторона общения.
- 4.Дистанции (зоны)
- 12.Формы общения (императив, соперничество, партнёрство, содружество).
- 13.Формы общения (манипуляция).
- 14.Сущность социальной перцепции. Особенности восприятия социальных объектов
- 15.Динамика социальной перцепции.
- 16.Функции социальной перцепции.
- 17.Социальная рефлексия.
- 18.Имплицитные теории личности. Эвристики
- 19.Виды искажений межличностной перцепции.
- 20.Каузальная атрибуция. Фундаментальная ошибка каузальной атрибуции.