20.Каузальная атрибуция. Фундаментальная ошибка каузальной атрибуции.
Каузальная атрибуция – это эффект межличностного восприятия, заключающийся в приписывании людьми друг другу причин поведения и его образцов. Исследования каузальной атрибуции в широком смысле слова рассматриваются как изучение попыток «рядового человека», «человека с улицы» понять причину и следствие тех событий, свидетелем которых он является. Иными словами, акцент делается на так называемую «наивную психологию», на ее интерпретацию «своего» и «чужого» поведения. Родоначальником исследований по каузальной атрибуции является Ф. Хайдер, впервые сформулировавший и саму идею каузальной атрибуции и давший систематическое описание различных схем, которыми пользуется человек при построении причинного объяснения поведения другого человека. Из других авторов, работающих в данной области, наиболее значительные исследования проводили Э. Джонс, К. Дэвис, Г. Келли. По мере развития идей каузальной атрибуции изменялось первоначальное содержание концепции. Если ранее речь шла лишь о способах приписывания причин поведения, то теперь исследуют способы приписывания более широкого класса характеристик – интенций, качеств личности. Однако основной тезис остается неизменным: люди, познавая друг друга, стремятся к познанию причин поведения и вообще причинных зависимостей окружающего их мира. При этом они, естественно, опираются на ту информацию, которую могут получить об этих явлениях. Однако, поскольку сплошь и рядом этой информации оказывается недостаточно, а потребность сделать причинный вывод остается, человек в такой ситуации начинает не столько искать истинные причины, сколько приписывать их интересующему его социальному объекту. Таким образом, содержанием процесса познания другого человека становится процесс этого приписывания, т.е. каузальная атрибуция. Сегодня среди исследователей межличностного восприятия существует мнение, что открытие явления каузальной атрибуции означает важнейший шаг по пути развития знаний о процессах межличностного восприятия. Можно согласиться с тем, что процессы каузальной атрибуции действительно составляют существенную сторону межличностного восприятия, причем ту, которая значительно слабее проанализирована в предшествующий период, а именно – характеристику самого процесса восприятия другого человека, его специфику. Общая схема, раскрывающая структуру процесса каузальной атрибуции, предложена Э. Джонсом и К. Дэвисом (рис. 1). События совершаются так, что вся предложенная здесь последовательность единиц анализа «проигрывается» слева направо: поступок каждого человека направляем определенной диспозицией, эта последняя реализуется при помощи знаний и способностей; результатом является действие, которое приводит к ряду следствий. Однако перед наблюдателем предложенных единиц все они при анализе выстраиваются справа налево: «наивный наблюдатель» (т.е. обыденный человек) идет от следствий к диспозициям и именно таким образом делает вывод. В разных звеньях этой цепочки коренятся различные возможности приписывания как причин, так и других характеристик. Мера соответствия наблюдаемых следствий другим элементам схемы оказывается весьма различной. В ряде экспериментов было установлено, что эта мера зависит от двух показателей – степени уникальности (или типичности) поступка и степени его «социальной желательности» (соответствия нормам). На этом основании был сделан вывод о том, что поведение, демонстрирующее явные ролевые образцы, не нуждается в особом объяснении, но отходящее от ролевых требований, представляется в значительной степени «интригующим» и потому вызывает особый интерес с точки зрения поисков его причин.
Фундаментальная ошибка атрибуции (эффект каузальной атрибуции) – тенденция объяснять поведение других людей их внутренними особенностями, а собственное поведение – внешними причинами.
Однако, характер приписывания зависит также от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различнавслучаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем.
Исследования показывают, что у каждого человека есть свои, «излюбленные» схемы привычного объяснения чужого поведения:
1.люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;
2.в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всегда винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;
3.при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла), или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).
Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т. е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).
- Место социальной психологии в системе наук.
- 2.Предмет, объект, методы социальной психологии.
- 3.Задачи и функции социальной психологии.
- 4.Этапы развития и первые школы социальной психологии. Этапы развития социально-психологического знания
- 5.Категория «отношения», виды отношений. Общественные и межличностные отношения, их соотношение.
- Формы межличностных отношений
- 6.Социально-психологические механизмы влияния: заражение.
- 7.Социально-психологические механизмы влияния: подражание.
- 8.Социально-психологические механизмы влияния: внушение.
- 9.Социально-психологические механизмы влияния: убеждение
- 10.Социально-психологические механизмы влияния: идентификация.
- 11.Коммуникативная сторона общения.
- 4.Дистанции (зоны)
- 12.Формы общения (императив, соперничество, партнёрство, содружество).
- 13.Формы общения (манипуляция).
- 14.Сущность социальной перцепции. Особенности восприятия социальных объектов
- 15.Динамика социальной перцепции.
- 16.Функции социальной перцепции.
- 17.Социальная рефлексия.
- 18.Имплицитные теории личности. Эвристики
- 19.Виды искажений межличностной перцепции.
- 20.Каузальная атрибуция. Фундаментальная ошибка каузальной атрибуции.