logo search
Адаптация военнослужащих по призыву

2.1 Процедура исследования

Наше исследование проводилось в период с февраля по май 2011 года на базе воинской части, дислоцирующейся в Пограничном районе Приморского края. Категория военнослужащих, привлеченных к исследованию - это солдаты в возрасте 18 лет, призванные в ряды Вооруженных сил в декабре 2010 года. Прибыло в часть 11 человек, изучено - 11.

На начальном этапе исследования диагностическая процедура была направлена на определение адаптивных возможностей каждого солдата. В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики. Анкета «Прогноз» [29;231 ] применялась для определения уровня нервно-психической устойчивости (НПУ), понимаемой как склонность нервной системы к срывам при значительных физических и психических нагрузках и наличия адаптационных затруднений (АЗ) (приложение 1). Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» [29;347 ] позволил в рамках нашего исследования определить личностный адаптационный потенциал (ЛАП) каждого военнослужащего, который предлагается понимать как «интегральное образование, объединяющее социально-психологические, психические, биологические свойства, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности» [27;10]. Показатель ЛАП взят за основу комплектования групп адаптации. Применение методики «ИТО+» предоставило возможность определить индивидуально-типологические особенности личности каждого солдата, наличие признаков дезадаптации и возможные тенденции развития межличностного поведения (приложение 2).

В качестве дополнительного инструмента для подтверждения диагностированных признаков адаптационных затруднений (нарушений) применена индивидуальная беседа (приложение 3).

Работа психолога на этапе практической реализации модели психологического сопровождения СПА молодых солдат представляла собой комплекс мероприятий по формированию, развитию и коррекции личностных характеристик военнослужащих, способствующих оптимизации процесса адаптации. С этой целью нами были применены: индивидуальные беседы, написание небольших тематических сочинений, групповая и индивидуальная консультация, игра «Фильтры общения»[29;123], социально-психологический тренинг [29;561], сеансы психорелаксации [38], групповая дискуссия. Главные усилия на этом этапе были направлены на преодоление психологических барьеров, мешающих нормальному протеканию процесса адаптации, осознанию и пониманию ответственности за свои поступки и поведение в целом.

В качестве основного метода изучения личного состава на период адаптации молодых солдат к условиям военной службы в повседневной включенности в жизнедеятельность подразделений применена методика наблюдения, позволяющая выявить возможные поведенческие и/или личностные проявления дезадаптации и подтвердить их наличие или отсутствие (приложение 4).

На завершающем этапе исследования основной целью была оценка адаптированности к реальным условиям воинской среды по принципу: адаптированность - неадаптированность. С этой целью был проведен комплекс мероприятий: повторное диагностическое обследование по методикам «Адаптивность», «ИТО+»; анализ результатов наблюдения и коррекционно-развивающей программы; составление заключений об индивидуально-психологических особенностях с прогнозом на дальнейшую службу.