2.2 Анализ результатов исследования
Руководствуясь результатами диагностики методикой «Адаптивность», представим обобщенные данные распределения молодых солдат по показателю ЛАП на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение солдат по показателю ЛАП
Условные обозначения:
Группа низкой адаптации
Группа неустойчивой адаптации
Группа нормальной адаптации
Как видно из рисунка 2, в состав группы низкой адаптации вошло 18 % (2 человека) от общего числа респондентов, группу неустойчивой (удовлетворительной) адаптации составили 46 % (5 человек), группа нормальной адаптации - 36 % (4 человека). Для более объективного анализа адаптивных возможностей нами были проведена диагностика по методикам «Прогноз» и «ИТО+». Сводные данные представлены в таблице 1.
Таким образом, нами были выделены две группы военнослужащих: группа нормальной адаптации - 4 человека (условно названа группой «Норма»); группа неустойчивой и низкой адаптации - соответственно 5 и 2 человек (условно - группа «Сопровождение»).
Таблица 1 Результаты психодиагностического обследования молодых солдат (начальный этап исследования)
Респондент |
Адаптивность |
Прогноз |
ИТО+ |
Беседа |
|
А. |
ЛАП - 2 ст |
НПУ неуд |
ДА - 9 ст |
Подтв |
|
Б. |
ЛАП - 2 ст |
НПУ уд |
ДА - 8 ст |
Подтв |
|
К. |
ЛАП - 3 ст |
НПУ уд |
ДА - 5 ст |
Подтв |
|
Кз. |
ЛАП - 5 ст |
НПУ хор |
ДА - 3 ст |
Не подтв |
|
Л. |
ЛАП - 3 ст |
НПУ уд |
ДА - 9 ст |
Подтв |
|
М. |
ЛАП - 4 ст |
НПУ уд |
ДА - 8 ст |
Подтв |
|
Мр. |
ЛАП - 3 ст |
НПУ уд |
ДА - 6 ст |
Подтв |
|
Н. |
ЛАП - 6 ст |
НПУ хор |
ДА - 2 ст |
Не подтв |
|
Ф. |
ЛАП - 3 ст |
НПУ уд |
ДА - 7 ст |
Подтв |
|
Фд. |
ЛАП - 7 ст |
НПУ хор |
ДА - 1 ст |
Не подтв |
|
Ч. |
ЛАП - 6 ст |
НПУ хор |
ДА - 2 ст |
Не подтв |
Для уточнения возможных тенденций дезадаптации проводилась индивидуальная беседа (приложение 3). Вся полученная информация была обобщена и по каждому военнослужащему составлены предварительные заключения об индивидуально-психологических особенностях.
Так, для респондентов группы «Норма» характерны такие особенности:
- ЛАП составляет более 5 стэнов;
- НПУ имеет хорошую степень;
- отсутствие агрессивных тенденций;
- выраженная мотивация на освоение новой военно-учетной специальности (группа охраны и обороны);
- адекватная самооценка;
- стратегии поведения в основном «коммуникативность» и «лидерство» (по результатам ИТО+).
Для военнослужащих из группы «Сопровождение» характерно следующее:
- ЛАП составляет менее 4 стэнов;
- НПУ имеет удовлетворительный и неудовлетворительный уровни;
- неоднозначное отношение к военной службе, вплоть до негативизма;
- затруднения в общении, боязнь социальных контактов;
- спонтанные колебания настроения;
- замкнутость;
- низкая самооценка;
- много жалоб со стороны соматического здоровья (порой не оправданных);
- пассивная жизненная позиция.
К примеру, респондент Б. (из группы «Сопровождение») по итогам тестирования получил такие результаты: по методике «Адаптивность» ЛАП - 2 стэна; по анкете «Прогноз» НПУ - удовлетворительный уровень и наличие адаптационных затруднений (составило 6 несовпадений по вопросам №№ 2, 39, 44, 47,60,69); по методике «ИТО+» шкала дезадаптации составила 8 стэнов, агрессия - 8 стэнов, депрессия - 7 стэнов, аггравация - 3 балла. По результатам индивидуальной беседы было выяснено, что до призыва в армию не работал, окончил 9 классов средней школы и ПТУ, а также выявились признаки дезадаптации: побеги из дома, нежелание служить, трудно сходился со сверстниками, были случаи драки со сверстниками из-за непонимания личных позиций; отмечал у себя спонтанность настроения, плохую память; считает себя обидчивым, замкнутым.
Напротив, респондент Фд. из группы «Норма» по итогам тестирования получил следующие результаты: опросник «Адаптивность» - 7 стэнов, анкета «Прогноз» - НПУ хорошего уровня, адаптационных затруднений не выявлено, хотя было несовпадение ответов на вопросы №№ 38 и 60, методика «ИТО+» - по шкале дезадаптация всего 1 стэн, депрессия 0 стэнов и агрессия составила 1 стэн. По результатам беседы выяснилось, что окончил машиностроительный техникум, в семье отношения дружеские; считает себя общительным, не обидчивым, иногда бывает вспыльчивым, но быстро отходчив; к службе в армии относится как к долгу, желает служить в группе охраны и обороны; не любит конфликтов, разборчив в социальных контактах.
Таким образом, о качестве адаптивных возможностей молодых солдат вывод был сделан на основе результатов диагностики и проведенной индивидуальной беседе. Полученные данные легли в основу составления программы коррекционно-развивающего этапа реализации модели психологического сопровождения СПА молодого пополнения.
Мероприятия коррекционно-развивающего этапа реализовывались в соответствии с нашим условным разделением молодых солдат на группы. Основной целью данного этапа для группы «Сопровождение» было побуждение позитивной активности юношей на преодоление психологических барьеров, осознание себя как творцов своей жизни и умение нести ответственность за свои поступки. Для группы «Норма» цель этого этапа была иной: закрепление навыков эффективного общения, укрепление уверенности в себе. Итог работы в данном направлении был получен единый - это психологическая толерантность к психотравмирующим факторам военной службы и личностный рост каждого военнослужащего.
Все мероприятия этого направления нами были разделены на блоки и условно обозначены так: 1-й блок - «вхождение в коллектив»; 2-й блок - «развитие и коррекция»; 3-й блок - «закрепление полученных навыков».
Работа при «вхождении» сначала предусматривала написание всеми солдатами небольшого сочинения, в которых должны найти отражение ответы на следующие вопросы: «С какими негативными явлениями встречался до призыва в армию и в армии?» (причем акцент делался на таких моментах как - лично встречался или со слов других); «Что такое неуставные взаимоотношения и почему это так?», «Что случилось бы, если это было бы иначе?», «Какие цели поставил себе на время службы?».
Анализ полученной информации помог выяснить психологические барьеры, которые создают трудности нормальному протеканию процесса адаптации, а также определить направления психопрофилактики, развития и коррекции для каждого солдата. Так, респондент Б. из группы «Сопровождение» пишет: «… говорят, что вести себя здесь нужно по понятиям. Я никому ничего не должен… и вообще мне не нравится армия…». Респондент Фд. из группы «Норма» считает, что «…дедовщина в армии нужна, чтобы не расслабляться, но в полку хорошо, здесь нет напрягов…».
Из анализа сочинений нами был сделан вывод о наличии такого субъективного образа восприятия, который мешает конструктивному взаимодействию в коллективах: воображаемый образ непреодолимости препятствия[21]. Данный феномен заключался в том, что образ будущей ситуации возникает задолго до самой наличной ситуации и в целом не соответствует реальной ситуации, с которой соотносит свое поведение каждый молодой солдат. Влияние на создание образа восприятия реальной ситуации происходит с трех сторон: ближайшие окружение таких же молодых солдат, прослужившие один год и более, представители военной власти (кадровый состав - офицеры и прапорщики). Очевидно, что для построения образа ближайшего будущего, в том числе и воображаемого образа непреодолимости препятствий, информация поступает из всех трех источников. Получилось так, что образ, воспроизведенный в сочинениях, оказался не тождественным действительности. Так, 3 молодых солдата (все из группы «Сопровождение») испытывают страх перед неуставными отношениями, 4 человека (3 из группы «Сопровождение», 1 из группы «Норма») находятся в состоянии ожидания негативных явлений, 4 военнослужащих считают несерьезным мнение о неуставных отношениях (3 из группы «Норма» и 1 из группы «Сопровождение»). Однако, реальная ситуация свидетельствует о том, что нельзя упускать наличие фактов неуставных отношений, и в тоже самое время, армейская жизнь не на столько осложнена негативными явлениями, чтобы у военнослужащих был только один выбор: или подчиниться «авторитетам», или становиться изгоем из-за неподчинения им. Объективно выбор существует: или служить в нормальных условиях, или самим создавать условия для возникновения отклонений от уставных отношений. Поэтому работа коррекционно-развивающего этапа в рамках психологического сопровождения была направлена на преодоление этих образов через развитие позитивной активности каждого солдата с целью самораскрытия своих потенциалов.
В рамках данного (1-го) блока мероприятий было необходимо провести индивидуальные консультации с молодыми солдатами. Для группы «Норма» основным стало доведение рекомендаций по изменению тех личностных качеств, которые не способствуют установлению нормальных контактов. Для группы «Сопровождение» индивидуальное консультирование было проведено со следующими задачами:
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы психологического сопровождения социально-психологической адаптации молодых солдат
- 1.1 Общие представления о психологическом сопровождении в научной литературе
- 1.2 Социально-психологическая адаптация молодых солдат: сущность и ее особенности
- 1.3 Теоретическая модель психологического сопровождения социально-психологической адаптации молодых солдат
- Глава 2. Эмпирическое исследование адаптированности молодых солдат в рамках модели психологического сопровождения социально-психологической адаптации
- 2.1 Процедура исследования
- 2.2 Анализ результатов исследования
- Медицинский контроль за состоянием здоровья военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
- Льготы , предоставляемые военнослужащим, проходящим службу по призыву.
- Оценка адаптации военнослужащих как важного фактора
- 8.5.4.1.2. Пенсии по инвалидности военнослужащим по призыву
- Денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
- Пособие беременной жене военнослужащего по призыву и пособие на ребенка военнослужащего по призыву.
- 1.2. Причины низкой адаптации военнослужащих по призыву
- 1.1. Понятие и сущность процесса адаптации военнослужащих по призыву
- 2.2. Предложения по повышению уровня адаптации военнослужащих по призыву
- Назначение пенсии военнослужащим по призыву