logo
Адаптация военнослужащих по призыву

1.3 Теоретическая модель психологического сопровождения социально-психологической адаптации молодых солдат

Рис. 1. Структура модели психологического сопровождения СПА.

По своей структуре модель психологического сопровождения СПА представляет собой комплекс организационно-методических, исследовательских, коррекционно-развивающих и консультативных мероприятий. Целью психологического сопровождения является оптимизация социально-психологической адаптации молодых воинов, результатом которой станет эффективное взаимодействие с воинским коллективом и успешное осуществление служебно-боевой деятельности. Цель определяет и задачи сопровождения:

1) побуждение позитивной активности воинов, направленной на преодоление психологических барьеров, воображаемого образа непреодолимости препятствия (неуставные взаимоотношения);

2) создание благоприятных условий для личностного роста военнослужащих;

3) формирование устойчивой групповой идентичности;

4) формирование психологической готовности и устойчивости к выполнению учебно-боевых задач.

Нами выделены следующие условия реализации психологического сопровождения:

- согласованность мероприятий сопровождения с учебным планом и распорядком дня (регламентом служебного времени);

- единство действий командиров и их заместителей по воспитательной работе и психолога при реализации задач сопровождения;

- наличие системы наставничества молодых солдат.

При организации и реализации указанной модели необходимо учесть ряд факторов, способствующих решению задач сопровождения:

- здоровый морально-психологический климат воинских коллективов;

- готовность командиров и начальников к сотрудничеству с воинами в интересах реализации задач психологического сопровождения СПА;

- оптимальный режим воинского труда и отдыха, питания (разнообразие, качество, полнота порций).

Работа психолога в рамках сопровождения предполагает следующие направления деятельности: организационно-методическое, исследовательско-аналитическое, коррекционно-развивающее, консультативное.

Основной целью организационно-методического направления является планирование своей деятельности, подготовка по аспектам психологического сопровождения СПА. Решаемые задачи:

1) планирование своей работы и пункта психологической помощи с учетом реализуемой модели;

2) информирование заместителей командиров по воспитательной работе, начальника медицинской службы, начальника физической подготовки и спорта об индивидуально-психологических особенностях призывного контингента и специфике работы с ним;

3) психологическое просвещение должностных лиц, нацеленное на формирование потребности в психологических знаниях и желания использовать в построении своей деятельности.

Формы и приемы могут быть разнообразные, к примеру: а) лектории о сущности психологической адаптации человека, особенностях ее развития в условиях армии, показателях и критериях адаптированности и т.д.; б) показы видеофильмов с обсуждением психологических характеристик героев, с проведением психологического анализа поведения; семинары по актуальным для конкретного подразделения проблемам (разрешение конфликтных ситуаций и конфликтов, психологии малых групп и т.д.).

Результатом работы этого направления должны стать:

- повышение психологической компетентности должностных лиц, задействованных в осуществлении психологического сопровождения СПА;

- проведение круглого стола с задачей обмена опытом по результатам реализации модели сопровождения.

В исследовательско-аналитическом направлении основными целями выступают: проведение психологического изучения адаптационных и адаптивных возможностей молодых солдат; анализ полученных результатов; составление прогноза их дальнейшей службы. Задачи, которые решаются в рамках указанного направления:

1) психодиагностическое обследование, ориентирование на выявление адаптационных затруднений (АЗ), личностного адаптационного потенциала (ЛАП), уровня нервно-психической устойчивости (НПУ);

2) составление и реализация программы наблюдения на период психологического сопровождения СПА по выявлению признаков нарушений адаптации;

3) мониторинг психологического состояния и личностного роста по определенным показателям (прил 5);

4) анализ получаемой информации, выявление тенденций развития адаптационного процесса молодого солдата, обобщение полученных данных;

5) повторное психодиагностическое обследование;

6) составление заключения об индивидуально-психологических особенностях военнослужащих, выдача рекомендаций по работе с каждым солдатом (прогноза на дальнейшую службу).

Результатом работы должны стать:

- банк данных по интересующим психолога характеристикам, состояниям и ситуациям;

- коррекция модели сопровождения или создание возможно более оптимальных моделей, технологий психологического сопровождения СПА.

Коррекционно-развивающее направление имеет следующую цель - это изменение, формирование и укрепление психологических свойств и качеств личности воина, способствующих нормальному прохождению военной службы. Основные задачи данного направления представлены следующим образом.

1) Проведение психопрофилактики, представляющей собой комплекс мероприятий, направленных на:

- предотвращение нервно-психических срывов в ходе СПА;

- недопущение неадекватного реагирования молодых солдат на психотравмирующие факторы армейской среды;

- развитие коммуникативных навыков;

- создание благоприятного морально-психологического климата и здоровых взаимоотношений.

Рекомендуемые приемы реализации задач психопрофилактики: эстетическое оформление казарменных помещений, комнат досуга и уголков отдыха; социально-психологические тренинги, нацеленные на обеспечение эмпатийных отношений между военнослужащими; овладение навыками саморегуляции, самокритичности, самоанализа; профилактические беседы, ориентированные на формирование здорового образа жизни.

2) Проведение психокоррекции:

А. Индивидуальной, направленной на:

- развитие эмоционального самоконтроля;

- укрепление самообладания и уверенности в себе;

- формирование нормативно-ценностных и поведенческих эталонов и т.д.

Основной формой здесь выступает индивидуальная беседа с обратной связью (побуждение самостоятельного осмысления поступков, поведения).

Б. Групповой, ориентированной на развитие:

- коммуникативных способностей;

- рефлексивных навыков;

- умений адекватного восприятия себя и окружающих;

- способности гибкого реагирования на различные ситуации и быстрого перестраивания своей стратегии поведения.

Основные формы: социально-психологические тренинги, ролевые психологические игры, групповые дискуссии.

Результаты работы данного направления:

- развитие психологической толерантности к психотравмирующим факторам в различных ситуациях;

- не столько во взаимодействии с психологом, а в большей степени оказание помощи молодому солдату в процессе повседневной включенности в жизнедеятельность подразделения (ориентирование в реальных условиях);

- личностный рост военнослужащего;

- способность нести ответственность за свои поступки.

Консультативное направление предусматривает в качестве основной цели оказание адресной психологической помощи в каждой конкретной ситуации с помощью вербальных средств и невербальных коммуникаций. Выделяется в рамках этого направления два вида консультаций:

а) управленческое, нацеленное на знакомство командиров и их заместителей по воспитательной работе с психологическими особенностями личного состава, ориентировку во внутриколлективных отношениях, получение информации о социально-психологическом климате в подчиненных подразделенияхи т.д.;

б) индивидуальное: очное (по запросу должностных лиц, личная необходимость); анонимное (по телефону доверия).

Результат этой работы:

- выработка рекомендаций по изменению тех или иных психологических факторов, затрудняющих процесс СПА;

- обучение самостоятельному использованию методов саморегуляции психоэмоционального состояния;

- совместная проработка стратегий поведения и оказание помощи в овладении ими.

Таким образом, психологическое сопровождение СПА детерминируется оптимизацией функционирования субъектов жизнедеятельности: уровень подготовленности человека к выполнению определенного вида деятельности и активной социальной жизни определяет степень их оптимальности. Такая целостная система мероприятий, которые применяются в рамках модели психологического сопровождения СПА, позволяет достижению оптимальных показателей жизнедеятельности военнослужащих: эффективность взаимодействия с социальным окружением и успешность служебно-боевой деятельности.

Выводы по главе

1. Психологическое сопровождение СПА представляет собой такую интегративную комплексную модель деятельности психолога, которая обеспечивает формирование социально адаптированной личности, успешной в реализации себя как субъекта активной жизни.

2. Успешно завершенная адаптация обеспечивает самонастройку личности на должный уровень взаимодействия с конкретными индивидами, социальными группами.

3. Модель психологического сопровождения СПА включает в себя организационно-методическое, исследовательско-аналитическое, а также коррекционно-развивающее и консультативное направления работы войскового психолога.