1.2 Социально-психологическая адаптация молодых солдат: сущность и ее особенности
Адаптация человека относится к числу фундаментальных общепсихологических проблем. Раскрытие механизмов адаптации, особенностей протекания адаптационного процесса ведет к пониманию отношений человека с обществом, с природой, с самим собой, а также к прогнозированию его психического развития в изменяющихся условиях существования. Особый интерес военных психологов к данной проблеме вытекает из специфики и социальной значимости деятельности военнослужащих, связанной с вооруженной защитой интересов государства.
Теоретический анализ социально-психологической адаптации (СПА) предполагает, прежде всего, выявление сущности этого явления. Так, А.А.Налчаджян считает, что «адаптация - это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности», при этом «социально-психическую адаптированность можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей»[22; 18].
В.И.Лебедев раскрывает сущность адаптации через понятие устойчивой психической адаптации, представляющей собой «те регуляторные реакции, психическую деятельность, систему отношений и т.д., которые возникли в процессе онтогенеза в конкретных экологических и социальных условиях и функционирование которых в границах оптимума не требует значительного нервно-психического напряжения» [17;51]. Он идентифицирует устойчивую психическую адаптированность с понятием «нормы».
Д.Г.Арсеньев предлагает понимать СПА как «гармоническое вхождение человека в систему внутригрупповых отношений; выработку образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данной группы»[2].
М.В.Ромм с позиций интерпретативного социологического подхода представляет, что «социальная адаптация личности отражает инновационный по природе процесс/результат активной (реактивной) гармонизации внешней (внутренней) настройки (самонастройки) личности с помощью адекватных адаптивным ситуациям стратегий приспособления, оптимальность которых проверяется в процессе информационного взаимодействия с помощью информационной обратной связью»[33; 65].
В.Г.Асеев считает, что «СПА - это процесс «вживания» человека в … коллектив, «включения» его в систему отношений, сложившихся в данном коллективе;… предполагает усвоение новичком норм, ценностей, традиций и отношений, функционирующих в … коллективе, что находит свое выражение в постепенной идентификации личности и коллектива»[3;15].
Ж.Г.Сенокосов исследует процесс адаптации как «процесс выбора и реализации способов поведения и форм общения личности, позволяющим согласовать требования и ожидания участников адаптивной ситуации в условиях, соответствующих или несоответствующих ценностям личности и группы»[1;10].
Приведенные взгляды ученых объединяет общее понимание того, что во взаимодействии личности и общества в процессе адаптации определяющая роль отводится социальным условиям. Они воздействуют на личность через ту микросреду, в которую человек непосредственно включен. В свою очередь, личность не является пассивным созерцателем оказываемых на нее воздействий со стороны группы, а выступает субъектом деятельности, проявляя активность, которая зависит от ее определенных качеств: сознательная мотивированность действий, неподверженность чужим влияниям, способность самому принимать необходимые решения, система ценностных ориентаций и установок и т.д. Поэтому, содержанием СПА являются: вхождение молодых людей в воинские коллективы, усвоение и принятие норм, традиций, обычаев микросреды, установление взаимоотношений «по вертикали» и «по горизонтали», процессы самоопределения и самоутверждения.
Сущность СПА личности к условиям армейской деятельности (как одного из видов адаптации к измененным условиям) состоит в том, что это двухсторонний процесс взаимодействия между личностью и коллективом, опосредованного совместной воинской деятельностью, результатом которого является адаптированность личности и принятие коллективом нового члена. Следовательно, адаптированность отражает уровень и содержание фактических достижений человека во взаимодействии с социальной средой; определяет адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения. Чаще всего выделяют такие критерии адаптированности, как: успешность деятельности; стабильность функционального состояния организма; отсутствие ярко выраженных признаков утомления; удовлетворенность коллективом и сложившимися в нем отношениями; проявление активности в деятельности. В своей работе С.Т.Посохова перечисляет критерии адаптированности так: а) субъективные - удовлетворенность разными аспектами жизни и собой, ощущение эмоционального и физического комфорта; б) объективные - эффективность практической деятельности, уровень развития психических процессов, состояние здоровья и многие другие [27]. Оценка адаптированности определяется уровнями: высокий, средний и низкий. А.А.Реан несколько расширил уровни адаптированности: высокий-оптимальный, высокий-избыточный, низкий, дезадаптивный [30;51]. Достигается же уровень адаптированности осознанностью своего Я; произвольностью выбора принятия/непринятия требований и норм группы; активностью в самораскрытии; формированием позитивных отношений с социальным окружением и др. Для решения задач исследования мы приняли в качестве уровня адаптированности личности показатели: 1) эффективность взаимодействия с социальным окружением, и 2) успешность служебно-боевой деятельности, которые оцениваем, соответственно, критериями - удовлетворенность своим положением, ощущение принадлежности к группе; стабильное функциональное состояние личности, проявление активности в деятельности.
Другим компонентом взаимодействия в процессе адаптации является коллектив со своей структурой общественного мнения, традициями, обычаями, с характерным морально-психологическим климатом, стилем руководства и лидерства. Воинские коллективы чаще всего подразделяются на истинные и формальные, и основополагающим критерием подобной дихотомии является уровень развития того или иного коллектива. Так, в процессе адаптации к условиям военной службы можно выделить варианты адаптивного поведения молодых солдат в зависимости от качеств личности и типа коллектива, точнее, меры разделения личностью групповых норм[1].
Рассмотрим стратегии поведения личности молодого солдата в истинных армейских коллективах:
а) при совпадении ценностных ориентаций личности и коллектива происходит активное включение молодого солдата во все виды деятельности, усвоение уставных правил взаимоотношений, самоопределение и самоутверждение на основе идентификации с данным коллективом;
б) при несовпадении имеет место пассивное включение в деятельность коллектива, внешнее согласие с уставными нормами без их внутреннего принятия и признания, возможны конфликты с командирами и членами коллектива.
В случае взаимодействия с формальным коллективом, чаще низкого уровня развития, характерны следующие типы поведения молодых солдат:
а) при совпадении ценностей личности и «норм» коллектива (неуставные отношения как должное, неизбежное и необходимое), происходит выраженная готовность следовать предписываемым традициями «нормам» при пассивном включении в служебную деятельность;
б) когда молодой солдат не разделяет «норм» данной общности, он вынужден либо приспосабливаться к неуставным отношениям, занимая выжидательную позицию, либо активно протестовать, вызывая этим осуждение старослужащих и пассивной части молодых солдат.
Таким образом, решающим фактором в СПА является установление отношений между личностью и воинским коллективом с целью формирования устойчивой групповой идентичности. От этой сферы зависит адаптация в других: установления взаимоотношений в системе «начальник - подчиненный» и в системе служебного и личностного общения между сослуживцами.
Наибольшую трудность у молодых людей, попавших в армейские условия, вызывает беспрекословное подчинение требованиям командиров. В принятии или непринятии этих требований заключается основной результат адаптированности личности к воинской службе, превращение юноши из гражданского в военного человека, поскольку в своей сущности ролевая функция солдат - исполнительская.
Процесс СПА молодых солдат в динамике своего развития проходит ряд стадий:
1) ориентировочную, в ходе которой молодые солдаты проявляют выраженное стремление к выполнению требований командиров, и одновременно идет процесс формирования образа нового руководителя; от первого впечатления, которое произвел на них командир, будет строиться дальнейшая стратегия поведения;
2) критическую, когда начинает вырабатываться определенный стиль во взаимоотношениях с командирами, а также основная линия поведения; чаще всего для этого используются стереотипы поведения гражданских людей со старшими (если эти стремления правильные, то они станут основой для уставных отношений );
3) завершающую, когда стратегия поведения во взаимоотношениях как с командирами, так и сослуживцами закрепляется, становится устойчивой.
По результату такой динамики наблюдается дифференциация молодых солдат на три группы по отношению к уставным правилам и требованиям командиров: активно-положительного отношения, пассивного, активно-отрицательного. Для первой и второй групп характерно то, что оценка командиров и ожидаемая оценка коллектива имеют небольшие различия, но они практически корригируются. Для третьей же группы характерно заниженная ожидаемая оценка коллектива и низкая оценка командира, но завышенная у солдат с таковым стилем поведения самооценка, причем навыки уставных отношений не формируются. По типу отношений можно сформулировать гипотетическую оценку о наступлении адаптированности во взаимоотношениях с командирами.
Особенности СПА молодых солдат обусловлены:
1) особой общественной значимостью целей и задач воинской деятельности;
2) специфическими чертами армейской среды: строгая регламентация всех сторон жизнедеятельности военнослужащих (четкий распорядок дня, отношения субординации, воинская дисциплина и т.д.); периодизация и ритуализация жизни солдат; относительная обособленность воинских коллективов; измененный социально-психологический статус молодого человека;
3) рядом проблем физиологического и психологического плана: невозможность реализации многих потребностей; ограничение свободы передвижения; эмоциональный и информационный голод.
Насколько будет успешной военная служба у молодых людей, призванных в ряды Вооруженных Сил, зависит в большей мере от успешности их адаптации к армейским условиям. Адаптация молодых солдат усложняется в связи с довольно резким отрывом юношей из привычной социальной среды. В начальном периоде адаптации происходит перестройка ранее сложившихся воззрений, привычек, системы потребностей и мотивов. В процессе внутренней перестройки личность смотрит на окружающих его людей, примеряет себя к ним. И в зависимости от обстоятельств, что-то он в себе исправляет или меняет, что-то притормаживает, чему-то дает волю, т.е. осуществляет нравственный выбор: или дисциплинированный или нарушитель воинской дисциплины, отстающий или передовик и т.д. В указанный период, чтобы избежать неуправляемых действий со стороны солдат, нельзя упускать из-под контроля психологов управления процессами адаптации. Причем, в таком случае необходима определенная система регулирования и стабилизации поведения личности воина.
На первом плане в период приема молодого пополнения возникает задача развития личности вооруженного защитника, которая предполагает создание условий для успешной адаптации к условиям военной службы. Для этого адаптации воинов необходимо придать содержательный характер: постоянная, целенаправленная психологическая работа, выполнение хорошо продуманных и спланированных мероприятий сопровождения адаптационного процесса.
Для разрешения указанных проблем, а также спектра других задач должна существовать модель психологического сопровождения социально-психологической адаптации молодых солдат. В основу предлагаемой модели (рис.1), была положена схема психологического сопровождения, разработанная А.Ю.Качимской [13 ].
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы психологического сопровождения социально-психологической адаптации молодых солдат
- 1.1 Общие представления о психологическом сопровождении в научной литературе
- 1.2 Социально-психологическая адаптация молодых солдат: сущность и ее особенности
- 1.3 Теоретическая модель психологического сопровождения социально-психологической адаптации молодых солдат
- Глава 2. Эмпирическое исследование адаптированности молодых солдат в рамках модели психологического сопровождения социально-психологической адаптации
- 2.1 Процедура исследования
- 2.2 Анализ результатов исследования
- Медицинский контроль за состоянием здоровья военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
- Льготы , предоставляемые военнослужащим, проходящим службу по призыву.
- Оценка адаптации военнослужащих как важного фактора
- 8.5.4.1.2. Пенсии по инвалидности военнослужащим по призыву
- Денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
- Пособие беременной жене военнослужащего по призыву и пособие на ребенка военнослужащего по призыву.
- 1.2. Причины низкой адаптации военнослужащих по призыву
- 1.1. Понятие и сущность процесса адаптации военнослужащих по призыву
- 2.2. Предложения по повышению уровня адаптации военнослужащих по призыву
- Назначение пенсии военнослужащим по призыву