5.1.Психологическая характеристика деятельности следователя.
Психологическая характеристика деятельности следователя предполагает раскрытие ее психологической структуры, т. е. выявление профессионально значимых компонентов. В. Л. Васильев выделяет в профессиональной деятельности следователя и судьи шесть сторон: социальную, поисковую (познавательную), реконструктивную, коммуникативную, организаторскую и удостоверительную деятельность.
Социальная деятельность охватывает политический аспект деятельности следователя как одного из организаторов борьбы за искоренение преступности. Она же включает в себя и профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие следователя в перевоспитании преступника.
Поисковая (познавательная) деятельность - это в первую очередь собирание следователем информации о событии преступления.
Реконструктивная деятельность представляет собой текущий и завершающий анализ всей собранной информации и выдвижение на базе этого анализа и синтеза специальных знаний версий, объясняющих случившееся событие. С их помощью следователь до суда проверяет подлинность созданной конструкции. Планирование - также результат реконструктивной деятельности.
Удостоверительная деятельность - это приведение всей добытой информации в специальную, предусмотренную законом форму - протокол, постановление и т. д.
Коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации посредством общения. Особенно большой удельный вес этот вид деятельности имеет при допросах.
Организаторская деятельность состоит в волевых действиях, направленных на реализацию и проверку гипотез (версий) и планов. Она проявляется в двух формах: самоорганизации и организации людей для коллективного решения профессиональной задачи.
Необходимо заметить, что расчленение следственной деятельности на компоненты, перечисленные выше, носит в определенной мере условный характер. В действительности же эти компоненты не предстают в деятельности следователя отдельно, изолированно. Наоборот, они взаимосвязаны друг с другом. Так, например, обнаружив на месте происшествия труп с признаками насильственной смерти, следователь приступает к разработке, построению и проверке возможных версий о мотивах убийства (самоубийства). О лицах, могущих быть причастными к этому делу, что-либо знающих о нем и т. д. Он планирует и организует процессуальную и оперативно-розыскную работу по розыску и задержанию подозреваемого по данному делу лица. Обнаружив и задержав подозреваемого, следователь должен его допросить с целью получения от него правдивых показаний. При этом успех данного допроса, как и любых других допросов, зависит от того, насколько правильно следователь наладит взаимоотношения с допрашиваемым, т. е. установит с ним психологический контакт, и т. д. Таким образом, почти все перечисленные компоненты психологической структуры следственной деятельности: познавательный, реконструктивный, организаторский, коммуникативный и удостоверительный - тесно связаны и переплетаются между собой в единой целенаправленной деятельности следователя. Каковы же общие психологические особенности деятельности следователя в целом, присущие каждому из его компонентов и составляющие неповторимый комплекс, отличающий ее от других профессий? Выделяют такие психологические особенности профессии следователя, как: государственный и политический характер следственной деятельности; ее правовая регламентация; противодействие заинтересованных лиц; наличие властных полномочий; сохранение служебной тайны; своеобразие общественно-психологической атмосферы расследования; разнообразие и творческий характер; своеобразное сочетание коллегиальных и индивидуальных начал; дефицит времени, своеобразие внешних условий и наличие перегрузок в деятельности следователя, а также ее воспитательное воздействие, повышенная ответственность за принимаемые решения, процессуальная самостоятельность следователя. Указанные психологические особенности присущи деятельности следователя в целом. Однако наряду с детальной правовой регламентацией отдельно следовало бы указать и на наличие тактического простора в следственной деятельности, а также достаточно высокий престиж профессии следователя. Большой тактический простор дается следователю в рамках норм закона и профессиональной морали. Наличие его как раз и отличает работу следователя от многих юридических профессий, например, от профессий нотариуса, работника органов социального обеспечения и т. д. Это отличие является настолько важным, что заслуживает выделения в специальную особенность следственной деятельности. Не случайно ведь криминалистическая тактика - это, прежде всего следственная тактика как по своему происхождению и развитию, так и по своему значению. Высокий престиж играет большую роль, как в выборе профессии следователя, так и в осуществлении профессиональной деятельности. Это позволяет рассматривать его в качестве психологической особенности следственной деятельности. К сожалению, проблема общественного престижа профессии и его влияния на судьбы людей разработана явно недостаточно. Но уже сейчас можно отметить, что высокий профессиональный престиж, с одной стороны, может играть положительную роль, стимулируя людей выбирать профессии, в которых нуждается общество, а с другой - отрицательную, если человек при данном выборе руководствуется, лишь соображениями престижа, не соотнося свои данные с требованиями, предъявляемыми выбранной специальностью. Престиж профессии следователя действительно высок, но он высок справедливо. И уровень престижа основывается здесь не на "романтическом ореоле" профессии, не на перспективах продвижения по служебной лестнице, не на уровне материальной обеспеченности. В самом деле, хотя в профессии следователя немало романтики, все же ему приходится заниматься и сугубо канцелярской работой, на которую уходит много времени; следственная деятельность всегда связана с ежедневным кропотливым трудом, часто похожим, например, на "прозаический" труд бухгалтера или ревизора (просмотр большого количества документов и т. д.). Перспективы продвижения по следственной "служебной лестнице" весьма малы. Стала крылатой фраза о том, что следователь растет не вверх, а вглубь, повышая свое профессиональное мастерство. Что же касается материальной обеспеченности, то во многих других сферах она значительно выше. Для адекватного определения и понимания профессионально важных качеств следователя, для диагностики и анализа его психических состояний большое теоретическое и практическое значение имеет правильное разрешение вопросов о наличии или отсутствии экстремальных (необычных) условий в деятельности следователя. Об отнесении или неотнесении этой деятельности к так называемым "критическим" профессиям, в которых могут успешно работать не все люди, получившие соответствующую квалификацию, так как успешность работы в критической ситуации не определяется стажем и знаниями работника. Под экстремальными условиями в психологии, как правило, понимают наличие в профессии стресс-факторов. Экстремальными факторами могут выступать как физические факторы среды (шум, наличие вредных примесей в среде, высокая или низкая температура, недостаток кислорода или его избыток и т. п.), так и эмоциональные факторы (дефицит времени, опасность, повышенная ответственность и т. д.). Сразу же необходимо отметить, что та экстремальность, которая постоянно присуща, например, деятельности летчика, оператора и некоторым другим профессиям, в следственной работе проявляется эпизодически. Однако, как представляется, экстремальность следственной работы специфична. Ее специфика, в отличие, например, от экстремальности деятельности оператора в условиях наблюдения, обусловлена тем, что она в подавляющем большинстве случаев создается не физическими факторами среды, не сугубо внешними условиями работы, а постоянно действующими эмоциональными факторами. К последним должны быть отнесены частый дефицит времени, противодействие заинтересованных лиц, интеллектуальные перегрузки, связанные с избытком или дефицитом информации. Постоянная повышенная служебная и моральная ответственность за принимаемые решения, а также то обстоятельство, что при расследовании преступлений следователь сталкивается с человеческими пороками, антиобщественными, аморальными поступками, которые не оставляют его безучастным. Все это обусловливает постоянную эмоциональную напряженность, ибо нет преступлений, безразличных с точки зрения общественной морали. К проблеме экстремальности примыкает вопрос о конфликтном или бесконфликтном характере следственной деятельности. Многие исследователи считают, что в процессе взаимодействия, общения следователя с участвующими в деле лицами могут возникать как бесконфликтные, так и конфликтные ситуации. Если рассматривать конфликт, например, как реальное соперничество, как процессуальную и тактическую борьбу (но не войну!) с обвиняемым или другими лицами, то это явление налицо в уголовном процессе не только в стадии предварительного расследования, но и в других стадиях, так как принцип состязательности и построен на таком понимании конфликта. Для полноты психологической характеристики профессиональной деятельности и личности следователя необходимо учитывать, что в процессе этой деятельности у следователя могут возникать как внешние ("открытые"), так и внутренние ("закрытые") конфликты, то есть противоречия, достигающие такой степени остроты, когда предельно обнажаются и "сталкиваются" (проявляются) противоположные позиции, точки зрения, мотивы или убеждения. К внутренним конфликтам личности, приводящим к разладу с самим собой, у следователя можно отнести борьбу мотивов. Личностные конфликты между моральными чувствами (например, чувством ненависти к преступлениям) и рассудком, между нравственным профессиональным долгом и непрофессиональными личными желаниями, стремлениями, возможностями. Все указанные внутренние конфликты относятся к внутриролевым. Они связаны с исполнением человеком только одной социальной роли - роли следователя. Однако ввиду специфики следственной деятельности (перегрузки, большая занятость и т. п.) у следователя могут возникать и межролевые конфликты, например, между социальной ролью профессионала и социальными ролями мужа (жены), отца (матери) и т. д. Ролевые (внутриролевые и межролевые) конфликты по своему существу являются моральными. Сложность внутренних ("закрытых") ролевых конфликтов, возникающих у следователя, заключается не в том, что нужно сделать выбор между нравственным и безнравственным, а в том, что необходимо выбрать одну из однопорядковых, но неравнозначных) ценностей. Все это, естественно, повышает экстремальность профессиональной деятельности и делает возможным правильный выбор только тогда, когда следователь обладает высокими личностными качествами. Внутренний ("закрытый") конфликт может быть порожден не только своеобразием исполнения социальных ролей, но и несовпадением отдельных представлений, знаний, понятий ("когниций"), что приводит к так называемому "когнитивному диссонансу" (Л. Фестигнер). Когнитивный диссонанс может возникать у следователя в силу часто имеющегося в следственной деятельности недостатка или избытка информации, что само по себе психологи уже относят к экстремальным условиям. Внешние ("открытые") конфликты чаще всего встречаются при взаимоотношениях следователя с недобросовестными свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми или обвиняемыми, как виновными, так и невиновными. Типичным для внешнего конфликта является такое положение, когда стороны не только объективно стремятся к противоположным целям, но и знают об этом и при составлении планов учитывают действия противной стороны, взаимно создавая трудности и помехи, чтобы обеспечить себе "выигрыш" и не дать победить "противнику". При этом следователь, что вполне естественно, ограничен в выборе методов и средств рамками закона и профессиональной морали, противная же сторона (например, обвиняемый) практически ничем не ограничена. Это, конечно, также выступает в качестве экстремального условия профессиональной деятельности следователя. Переходя к основаниям и условиям внешних конфликтов в следственной деятельности, нужно отметить, что такие конфликты следует рассматривать как систему взаимодействующих сторон, каждая из которых связана с другой при помощи коммуникации, субъективного знания и поведенческих реакций. Одним из оснований и условий внешнего конфликта может выступать различие в представлениях о целях взаимодействия между сторонами. Это может выглядеть как непонимание некоторых общих моментов, являющихся объединяющей основой. Например, обвиняемый видит в следователе только лишь "личного противника", стремящегося к достижению собственной цели, то есть не понимает, что следователь наряду со сбором уличающих доказательств собирает также и оправдывающие или смягчающие вину доказательства. Внешний конфликт может возникать и в связи с тем, что обвиняемый, сразу определив свое мнение, уже не может отказаться от него, упорствуя и настаивая на своем даже в том случае, когда это мнение находится в явном противоречии с какими-то обстоятельствами дела. В теории конфликта это явление называется "различием в позициях". Во многих случаях подобные конфликты являются просто мнимыми. Источником внешнего конфликта может явиться не только непонимание друг друга, но и своеобразная невозможность понимания. Во-первых, это случаи, когда один из участников конфликта объясняет что-либо другому в выражениях, непонятных или неясных, а во-вторых, когда, например, обвиняемый специально не понимает или не хочет понять, то есть когда смысл высказывания одного участника конфликта не находит точек соприкосновения со смыслом высказывания другого. В теории конфликта это называется "несходством языков", а в психологии - "смысловым барьером". Наконец, в качестве условия и основания внешнего конфликта может выступать явление, называемое в теории конфликта "ролевой противоположностью", когда конфликт предполагается уже только в силу того, что одна сторона встречается с другой. При этом названные стороны должны быть заведомо противоположными, что возможно лишь при противоположности исполняемых социальных ролей. В данном случае какая-нибудь социальная роль выполняется одной из сторон с типичным для этой роли набором признаков, другая же сторона всегда ожидает реализации именно этих ролевых признаков. Конфликт здесь развивается, прежде всего в связи с тем, что стороны не видят общей платформы для взаимодействия, а представление об отсутствии возможных "точек соприкосновения" и в то же время одновременная фиксация внимания на противоречиях создают ситуацию постоянного развития этого конфликта. Подобный внешний конфликт возникает, например, при отсутствии психологического контакта между обвиняемым и следователем, когда обвиняемый относит себя к социальной категории "мы" ("мы - преступники"), явно играет роль закоренелого преступника, а в следователе видит представителя категории "они" ("они - противостоящие работники правоохранительных органов"). Следователь в свою очередь не умеет, не может или в силу своих субъективных качеств просто не желает установить с обвиняемым психологическую общность "мы". Как видно из краткого анализа оснований и условий внешних конфликтов, возникающих в ходе предварительного следствия, все они, как и рассмотренные внутренние конфликты, повышают экстремальность, "критичность" профессиональной деятельности следователя. Таким образом, наличие экстремальных условий в следственной деятельности, а также признаваемый подавляющим большинством исследователей, явно выраженный творческий характер позволяют отнести ее к так называемым "критическим" профессиям.
- Рабочая программа дисциплины
- Рабочая программа дисциплины
- 1. Цель освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Структура и содержание дисциплины
- Тема 1. Объект, предмет, задачи и методы психологии.
- Тема 3. Психика и организм. Психика поведение и деятельность. Активность психики. Уровни саморегуляции активности.
- Тема 4.Сознание и самосознание. Бессознательная сфера личности.
- Тема 5. Онтогенез и филогенез личности. Возрастные особенности индивида, их проявления в поведении и деятельности. Личностные кризисы.
- Тема 6. Направленность и мотивационная сфера личности. Поступок и принятие решений.
- Тема 7. Познавательные психические процессы.
- Тема 8. Понятие психической нормы и патологии. Акцентуации характера. Личностная деформация.
- Тема 9. Эмоции и чувства. Психические состояния. Нервно – психическая устойчивость и стрессоустойчивость.
- Тема 10. Интеллектуальные и личностные качества. Способности, склонности, креативность, талант, гениальность.
- Тема 1. Предмет, задачи, система, история юридической психологии. Методы юридической психологии.
- Тема 2. Психологические характеристики личности.
- Тема 3.Правовая социализация личности.
- Тема 4. Криминальная психология.
- Тема 5. Психологическая характеристика следственной деятельности.
- Тема 6. Психология допроса. Психология следственных действий. Психологические особенности судебной деятельности. Судебно-психологическая экспертиза.
- Тема 7. Пенитенциарная психология.
- 4. Формы контроля освоения дисциплины
- 4.1. Рефераты
- 4.4. Контрольные работы
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины По модулю 1
- По модулю 2
- Интернет-ресурсы http://yurpsy.By.Ru/ (сайт посвящен проблемам юридической психологии)
- Аннотация рабочей программы
- Технологии и формы преподавания Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
- Образовательные технологии
- Виды и содержание учебных занятий
- 1.1Объект, предмет, задачи и структура современной психологии.
- 1.2.Представление античных и средневековых философов о душе и сознании. Этапы развития психологии.
- 1.3.Основные направления западной научной психологии.
- 1.4.Место психологии в системе наук.
- 1.7.Методология методы психологических исследований.
- 2.1.Понятие о психике человека.
- 2.2. Психическое отражение. Регулирующие функции психики. Специфика психического отражения.
- 2.3. Пассивная и активная адаптация.
- 2.4.Соотношение субъективной и объективной реальности.
- 2.5. Современные представления об этапах развития психики.
- 2.7. Этапы развития психики животных.
- 3.1. Психика и организм. Компоненты влияния природы на психику.
- 3.2 Особенности человеческого организма.
- 3.3. Психика, поведение и деятельность. Особенности деятельности животных и человека.
- 3.4.Основные характеристики деятельности.
- 3.5. Компоненты действия и их функции. Процессы деятельности.
- 3.6. Потребности. Гомеостатическое поведение.
- 4.1Возникновение сознания человека. Развитие сознания.
- 4.3.Функции, свойства и структура сознания.
- 4.4.Я-концепция. Самосознание
- 4.5. Взаимодействие сознания и подсознания. Неосознаваемые явления.
- 4.6.Понятие «бессознательного». Психологические защиты.
- 4.7. Состояния сознания. Измененные состояния сознания. Нарушения сознания.
- Лекция 5. Онтогенез и филогенез личности. Возрастные особенности индивида, их проявления в поведении и деятельности. Личностные кризисы.
- 5.1.Онтогенез как процесс развития индивидуального организма. Возрастные, половые, конституционные и нейродинамические особенности человека.
- 5.2.Филогенез личности. Человек как биологический объект.
- 5.3. Индивид, индивидуальность, личность, субъект деятельности.
- 5.4. Проблема возраста и возрастной периодизации.
- 5.5.Стадии возрастного развития человека по теориям и воззрениям з. Фрейда и э. Эриксона.
- 5.6.Социальный тип и психологические характеристики ведущей деятельности на каждой возрастной эпохе психического развития человека.
- 5.7.Личностные кризисы психического развития. Понятие кризисов психического развития и их психологические характеристики в возрастной периодизации.
- 5.8.Феномен смерти.
- Занятие 5. Онтогенез и филогенез личности. Возрастные особенности индивида, их проявления в поведении и деятельности. Личностные кризисы.
- Лекция 6. Направленность и мотивационная сфера личности. Поступок и принятие решений.
- Принятие решений и его психологическая характеристика. Волевые расстройства.
- 6.2. Характеристики мотивационной сферы. Мотив и мотивация. Классификация. Виды. Осознанные и неосознанные мотивы.
- 6.3. Теории мотиваций.
- 6.4. Потребности как источник активности личности. Иерархия потребностей а. Маслоу.
- 6.5. Принятие решений и его психологическая характеристика. Волевые расстройства.
- Занятие 6. Направленность и мотивационная сфера личности. Поступок и принятие решений.
- Лекция 7.Познавательные психические процессы.
- Речь. Виды. Функции речи. Характеристики.
- Понятие о воображении. Виды и функции воображения.
- Память как высшая психическая функция
- 7.1.Познавательные психические процессы как основа планирования человеком своей деятельности и жизни.
- 7.2.Отражение, сохранение, переработка информации. Виды отражения.
- 7.3. Понятие об ощущении и восприятии. Характеристика ощущения и восприятия как психических процессов.
- Характеристики восприятия
- 7.4. Внимание как объект психологического исследования. Функции. Виды. Свойства.
- 7.5.Понятие о представлении. Свойства представления. Роль представлений в развитии познавательной сферы.
- 7.6.Понятие о мышлении. Виды. Формы. Операции.
- Формы мышления. Выделяют три логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
- Мыслительные операции. Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.
- 7.7.Речь. Виды. Функции речи. Характеристики.
- 7.8.Понятие о воображении. Виды и функции воображения.
- 7.9. Память как высшая психическая функция
- Занятие 7. Познавательные психические процессы.
- Речь. Виды. Функции речи. Характеристики.
- 8.2.Здоровье личности. Гипотеза об уровнях психического здоровья
- 8.4.Акцентуации характера, критерий и виды. Классификации акцентуированных характеров по к. Леонгарду и а.Е. Личко.
- Занятие 8. Понятие психической нормы и патологии. Акцентуации характера. Личностная деформация.
- Общее представление об эмоциях. Функции эмоций.
- 9.2. Теории эмоций.
- 9.3.Основные эмоциональные состояния. Их роль в регуляции поведения.
- 9.4.Чувства. Виды чувств. Закономерности формирования.
- 9.5.Психические состояния в ряду других психических явлений. Основные характеристики.
- 9.7.Пограничное состояние. Пограничные психические расстройства.
- Занятие 9. Эмоции и чувства. Психические состояния. Нервно – психическая устойчивость и стрессоустойчивость.
- 10.1. Понятие о темпераменте. Физиологические основы. Типы темперамента.
- 10.3. Общая характеристика способностей человека. Подходы. Структура. Виды способностей.
- 1.1. Предмет, задачи, система юридической психологии. Связь юридической психологии с другими науками
- 1.2. История развития юридической психологии.
- 1.3. Методы юридической психологии.
- 1.4.Объем изучения личности
- 2.1.Эмоции и чувства. Аффект.
- 2.2.Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент, характер и способности.
- 2.3. Волевая сфера личности.
- 4.2.Психологические особенности (черты) личности преступника.
- 4.3.Психологические предпосылки преступного поведения.
- 4.5.Типология преступных групп.
- 4.6. Функциональная характеристика организованных преступных формирований.
- 4.7. Структура организованных преступных формирований.
- 4.8. Механизмы сплочения преступных групп.
- 4.9. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
- 4.10. Социально-психологическая характеристика преступного поведения несовершеннолетних.
- 4.11.Мотивация насильственных преступлений у подростков.
- 4.13.Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
- 5.1.Психологическая характеристика деятельности следователя.
- 5.2.Профессиональные качества следователя.
- 5.3.Профессиональная деформация личности следователя и основные пути ее предупреждения.
- 6.1.Психологические аспекты подготовки следователя к допросу.
- 6.2.Психология допроса свидетеля и потерпевшего.
- 6.3.Психология допроса подозреваемого и обвиняемого.
- 6.4. Психологические особенности допроса при изобличении допрашиваемого во лжи.
- 6.5. Психология осмотра места происшествия.
- 6.6.Психология обыска.
- 6.7. Психология предъявления для опознания.
- 6.8. Психология следственного эксперимента.
- 6.9. Психология судебной деятельности.
- 6.10. Психология судебного допроса.
- 6.11. Психологические особенности допроса подсудимого, потерпевших и свидетелей.
- 6.12. Психологические аспекты судебных прений.
- 6.13.Психология вынесения приговора.
- 6.14. Понятие и сущность судебно-психологической экспертизы.
- 6.15. Порядок назначения и производства судебно-психологической экспертизы.
- 6.16.Судебно - психологическая экспертиза физиологического аффекта.
- 7.2.Психические состояния осужденного.
- 7.3.Адаптация осужденных к условиям лишения свободы.
- 7.4.Социально-психологическая структура коллектива осужденных. Иерархическая система групп осужденных отрицательной направленности.
- 7.5.Основные средства исправления и перевоспитания осужденных.
- 7.6.Методы преобразования психологии взаимоотношений в исправительном учреждении.
- 7.6.Социальная реадаптация освобожденного.
- Технологии и формы обучения Рекомендации по освоению дисциплины для студента
- Оценочные средства и методики их применения
- 1. Фонды оценочных средств
- Оценочные средства и методики их применения
- 1. Фонды оценочных средств
- 3.Критерии оценивания