2.4.Соотношение субъективной и объективной реальности.
Психика как субъективное отражение объективного мира. Объективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики в субъективную психическую реальность. Это психическое отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления, (одну и ту же объективную информацию из объективной реальности разные люди могут воспринимать по-своему, совершенно в различном ракурсе, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное), таким образом субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности.
Внешний мир можно воспринимать двояко: репродуктивно, воспринимая реальность почти так же, как пленка воспроизводит сфотографированные вещи (хотя даже простое репродуктивное восприятие требует активного участия ума), и созидательно, сознательно, постигая реальность, оживляя ее и воссоздавая этот новый материал посредством спонтанной активности своих мыслительных и эмоциональных процессов. Хотя до известной степени каждый человек реагирует и репродуктивно и созидательно, удельный вес каждого вида восприятия далеко не одинаков. Иногда один из видов восприятия атрофируется.
Относительная атрофия созидательной способности проявляется в том, что человек — совершенный «реалист» видит все, что видимо на поверхности, но неспособен проникнуть вглубь, в сущность. Он видит детали, но не целое, видит деревья, но не лес. Реальность для него —это только общая сумма того, что уже материализовалось. Но с другой стороны, человек, утративший способность репродуктивного восприятия действительности (в результате тяжелой психической болезни — психоза, поэтому его называют психотик) — безумен. Психотик строит в своем внутреннем мире реальность, к которой он питает полное доверие; он живет в своем мире, а всеобщие факторы реальности, воспринимаемые всеми остальными людьми, для него нереальны. Когда человек видит предметы, не существующие реально, а целиком являющиеся продуктом его воображения, у него случаются галлюцинации. Он интерпретирует события, полагаясь лишь на собственные чувства, не осознавая разумно то, что происходит в реальности. Для психотика актуальная реальность стерлась, и ее место заняла внутренняя субъективная реальность. «Реалист» видит только поверхность вещей, он может фотографически воспроизвести окружающий мир в своем уме, он может действовать путем манипуляции вещами и людьми, как они предстают в этой картине, но не способен заглянуть вглубь, понять сущность, закономерности, перспективы. Психотик не в состоянии видеть реальность как она есть, он воспринимает реальность только как символ и отражение его внутреннего мира. Оба — неадекватно, искаженно воспринимают мир. Болезнь психотика, утратившего контакт с реальностью, такова, что он не может функционировать социально. Поверхностное восприятие «реалиста» обедняет его как человека. Хотя он дееспособен в своем социальном функционировании, его взгляд на реальность так искажен из-за отсутствия глубины и перспективы, что он впадает в заблуждение, когда дело касается чего-то большего, чем манипуляция непосредственными данными и достижение близлежащих целей. Нормальный человек обладает обеими способностями; наличие и репродуктивной и созидательной способностей позволяет человеку эффективно познавать объективную реальность, постигая не только то, что лежит на поверхности, но раскрывая сущность вещей, их скрытые связи, их наиболее общие и существенные черты и освобождаясь от всего поверхностного и случайного. При таком плодотворном мышлении человек не безразличен к предмету, к внешнему объекту, а глубоко заинтересован в своем предмете и взаимодействует с ним. Но плодотворное мышление характеризуется еще и объективностью, уважением думающего к своему объекту, способностью видеть объект таким, каков он есть в действительности, а не таким, каким хотелось бы думающему. А критерием истинности, правильности психического отражения окружающего мира, как известно, является практика, реальность практической деятельности человека. Впрочем, эта психологическая проблема уже переходит в плоскость общефилософских проблем о критериях истины.
- Рабочая программа дисциплины
- Рабочая программа дисциплины
- 1. Цель освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Структура и содержание дисциплины
- Тема 1. Объект, предмет, задачи и методы психологии.
- Тема 3. Психика и организм. Психика поведение и деятельность. Активность психики. Уровни саморегуляции активности.
- Тема 4.Сознание и самосознание. Бессознательная сфера личности.
- Тема 5. Онтогенез и филогенез личности. Возрастные особенности индивида, их проявления в поведении и деятельности. Личностные кризисы.
- Тема 6. Направленность и мотивационная сфера личности. Поступок и принятие решений.
- Тема 7. Познавательные психические процессы.
- Тема 8. Понятие психической нормы и патологии. Акцентуации характера. Личностная деформация.
- Тема 9. Эмоции и чувства. Психические состояния. Нервно – психическая устойчивость и стрессоустойчивость.
- Тема 10. Интеллектуальные и личностные качества. Способности, склонности, креативность, талант, гениальность.
- Тема 1. Предмет, задачи, система, история юридической психологии. Методы юридической психологии.
- Тема 2. Психологические характеристики личности.
- Тема 3.Правовая социализация личности.
- Тема 4. Криминальная психология.
- Тема 5. Психологическая характеристика следственной деятельности.
- Тема 6. Психология допроса. Психология следственных действий. Психологические особенности судебной деятельности. Судебно-психологическая экспертиза.
- Тема 7. Пенитенциарная психология.
- 4. Формы контроля освоения дисциплины
- 4.1. Рефераты
- 4.4. Контрольные работы
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины По модулю 1
- По модулю 2
- Интернет-ресурсы http://yurpsy.By.Ru/ (сайт посвящен проблемам юридической психологии)
- Аннотация рабочей программы
- Технологии и формы преподавания Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
- Образовательные технологии
- Виды и содержание учебных занятий
- 1.1Объект, предмет, задачи и структура современной психологии.
- 1.2.Представление античных и средневековых философов о душе и сознании. Этапы развития психологии.
- 1.3.Основные направления западной научной психологии.
- 1.4.Место психологии в системе наук.
- 1.7.Методология методы психологических исследований.
- 2.1.Понятие о психике человека.
- 2.2. Психическое отражение. Регулирующие функции психики. Специфика психического отражения.
- 2.3. Пассивная и активная адаптация.
- 2.4.Соотношение субъективной и объективной реальности.
- 2.5. Современные представления об этапах развития психики.
- 2.7. Этапы развития психики животных.
- 3.1. Психика и организм. Компоненты влияния природы на психику.
- 3.2 Особенности человеческого организма.
- 3.3. Психика, поведение и деятельность. Особенности деятельности животных и человека.
- 3.4.Основные характеристики деятельности.
- 3.5. Компоненты действия и их функции. Процессы деятельности.
- 3.6. Потребности. Гомеостатическое поведение.
- 4.1Возникновение сознания человека. Развитие сознания.
- 4.3.Функции, свойства и структура сознания.
- 4.4.Я-концепция. Самосознание
- 4.5. Взаимодействие сознания и подсознания. Неосознаваемые явления.
- 4.6.Понятие «бессознательного». Психологические защиты.
- 4.7. Состояния сознания. Измененные состояния сознания. Нарушения сознания.
- Лекция 5. Онтогенез и филогенез личности. Возрастные особенности индивида, их проявления в поведении и деятельности. Личностные кризисы.
- 5.1.Онтогенез как процесс развития индивидуального организма. Возрастные, половые, конституционные и нейродинамические особенности человека.
- 5.2.Филогенез личности. Человек как биологический объект.
- 5.3. Индивид, индивидуальность, личность, субъект деятельности.
- 5.4. Проблема возраста и возрастной периодизации.
- 5.5.Стадии возрастного развития человека по теориям и воззрениям з. Фрейда и э. Эриксона.
- 5.6.Социальный тип и психологические характеристики ведущей деятельности на каждой возрастной эпохе психического развития человека.
- 5.7.Личностные кризисы психического развития. Понятие кризисов психического развития и их психологические характеристики в возрастной периодизации.
- 5.8.Феномен смерти.
- Занятие 5. Онтогенез и филогенез личности. Возрастные особенности индивида, их проявления в поведении и деятельности. Личностные кризисы.
- Лекция 6. Направленность и мотивационная сфера личности. Поступок и принятие решений.
- Принятие решений и его психологическая характеристика. Волевые расстройства.
- 6.2. Характеристики мотивационной сферы. Мотив и мотивация. Классификация. Виды. Осознанные и неосознанные мотивы.
- 6.3. Теории мотиваций.
- 6.4. Потребности как источник активности личности. Иерархия потребностей а. Маслоу.
- 6.5. Принятие решений и его психологическая характеристика. Волевые расстройства.
- Занятие 6. Направленность и мотивационная сфера личности. Поступок и принятие решений.
- Лекция 7.Познавательные психические процессы.
- Речь. Виды. Функции речи. Характеристики.
- Понятие о воображении. Виды и функции воображения.
- Память как высшая психическая функция
- 7.1.Познавательные психические процессы как основа планирования человеком своей деятельности и жизни.
- 7.2.Отражение, сохранение, переработка информации. Виды отражения.
- 7.3. Понятие об ощущении и восприятии. Характеристика ощущения и восприятия как психических процессов.
- Характеристики восприятия
- 7.4. Внимание как объект психологического исследования. Функции. Виды. Свойства.
- 7.5.Понятие о представлении. Свойства представления. Роль представлений в развитии познавательной сферы.
- 7.6.Понятие о мышлении. Виды. Формы. Операции.
- Формы мышления. Выделяют три логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
- Мыслительные операции. Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.
- 7.7.Речь. Виды. Функции речи. Характеристики.
- 7.8.Понятие о воображении. Виды и функции воображения.
- 7.9. Память как высшая психическая функция
- Занятие 7. Познавательные психические процессы.
- Речь. Виды. Функции речи. Характеристики.
- 8.2.Здоровье личности. Гипотеза об уровнях психического здоровья
- 8.4.Акцентуации характера, критерий и виды. Классификации акцентуированных характеров по к. Леонгарду и а.Е. Личко.
- Занятие 8. Понятие психической нормы и патологии. Акцентуации характера. Личностная деформация.
- Общее представление об эмоциях. Функции эмоций.
- 9.2. Теории эмоций.
- 9.3.Основные эмоциональные состояния. Их роль в регуляции поведения.
- 9.4.Чувства. Виды чувств. Закономерности формирования.
- 9.5.Психические состояния в ряду других психических явлений. Основные характеристики.
- 9.7.Пограничное состояние. Пограничные психические расстройства.
- Занятие 9. Эмоции и чувства. Психические состояния. Нервно – психическая устойчивость и стрессоустойчивость.
- 10.1. Понятие о темпераменте. Физиологические основы. Типы темперамента.
- 10.3. Общая характеристика способностей человека. Подходы. Структура. Виды способностей.
- 1.1. Предмет, задачи, система юридической психологии. Связь юридической психологии с другими науками
- 1.2. История развития юридической психологии.
- 1.3. Методы юридической психологии.
- 1.4.Объем изучения личности
- 2.1.Эмоции и чувства. Аффект.
- 2.2.Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент, характер и способности.
- 2.3. Волевая сфера личности.
- 4.2.Психологические особенности (черты) личности преступника.
- 4.3.Психологические предпосылки преступного поведения.
- 4.5.Типология преступных групп.
- 4.6. Функциональная характеристика организованных преступных формирований.
- 4.7. Структура организованных преступных формирований.
- 4.8. Механизмы сплочения преступных групп.
- 4.9. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
- 4.10. Социально-психологическая характеристика преступного поведения несовершеннолетних.
- 4.11.Мотивация насильственных преступлений у подростков.
- 4.13.Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
- 5.1.Психологическая характеристика деятельности следователя.
- 5.2.Профессиональные качества следователя.
- 5.3.Профессиональная деформация личности следователя и основные пути ее предупреждения.
- 6.1.Психологические аспекты подготовки следователя к допросу.
- 6.2.Психология допроса свидетеля и потерпевшего.
- 6.3.Психология допроса подозреваемого и обвиняемого.
- 6.4. Психологические особенности допроса при изобличении допрашиваемого во лжи.
- 6.5. Психология осмотра места происшествия.
- 6.6.Психология обыска.
- 6.7. Психология предъявления для опознания.
- 6.8. Психология следственного эксперимента.
- 6.9. Психология судебной деятельности.
- 6.10. Психология судебного допроса.
- 6.11. Психологические особенности допроса подсудимого, потерпевших и свидетелей.
- 6.12. Психологические аспекты судебных прений.
- 6.13.Психология вынесения приговора.
- 6.14. Понятие и сущность судебно-психологической экспертизы.
- 6.15. Порядок назначения и производства судебно-психологической экспертизы.
- 6.16.Судебно - психологическая экспертиза физиологического аффекта.
- 7.2.Психические состояния осужденного.
- 7.3.Адаптация осужденных к условиям лишения свободы.
- 7.4.Социально-психологическая структура коллектива осужденных. Иерархическая система групп осужденных отрицательной направленности.
- 7.5.Основные средства исправления и перевоспитания осужденных.
- 7.6.Методы преобразования психологии взаимоотношений в исправительном учреждении.
- 7.6.Социальная реадаптация освобожденного.
- Технологии и формы обучения Рекомендации по освоению дисциплины для студента
- Оценочные средства и методики их применения
- 1. Фонды оценочных средств
- Оценочные средства и методики их применения
- 1. Фонды оценочных средств
- 3.Критерии оценивания