9.5.Психические состояния в ряду других психических явлений. Основные характеристики.
Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т. д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно - побудительное, эмоционально - оценочное, активационно – энергетическое. Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, т. е. психические состояния определенных общностей людей (микро и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний — общественное мнение и общественное настроение. психическое состояние – целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности (Левитов). Раскрывая суть этого определения, Левитов говорит том, что всякое психическое состояние есть нечто целостное, своего рода синдром. Например, состояние называемое борьбой мотивов, обычно рассматривается в рамках волевых процессов, но содержит в себе значительные познавательные и эмоциональные элементы, причем все они не суммируются, а образуют целостную структуру. Весьма существенным для психического состояния является и то, что оно на некоторое время характеризует психическую деятельность, а характеристика всегда подчеркивает своеобразные и типические черты. Например, состояние утомления своеобразно и типично, чтобы отличить его от противоположного состояния бодрости и работоспособности. Психические состояния, как и прочие явления психической жизни, имеют свою причину, которая заключается чаще всего в воздействии внешней среды. По существу, любое состояние есть включение субъекта в какой-либо род деятельности, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом взаимное влияние на успешность данной деятельности. Если рассматривать психические явления в плоскости таких характеристик, как «ситуативность – долговременность» и «изменчивость – постоянство», можно сказать, что психические состояния занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами личности. Между этими тремя видами психических явлений существует тесная взаимосвязь и возможен взаимный переход. Установлено, что психические процессы (такие как внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния (например, тревога, любопытство и т. д.) способствуют развитию соответствующих устойчивых свойств личности. На основании современных исследований можно утверждать, что неврожденные свойства человека являются статической формой проявления тех или иных психических состояний либо их совокупностей. Психические свойства являются долговременной основой, обусловливающей деятельность личности. Однако на успешность и особенности деятельности большое влияние оказывают и временные, ситуативные психические состояния человека. Можно дать такое определение. Психическое состояние – это сложное и многообразное, относительно устойчивое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее активность и успешность жизнедеятельности индивида в сложившейся конкретной ситуации. На основе приведенных выше определений можно выделить свойства психических состояний.
Целостность. Данное свойство проявляется в том, что состояния выражают взаимоотношение всех компонентов психики и характеризуют всю психическую деятельность в целом на протяжении данного отрезка времени.
Подвижность. Психические состояния изменчивы во времени, имеют динамику развития, проявляющуюся в смене стадий протекания: начало, развитие, завершение.
Относительная устойчивость. Динамика психических состояний выражена в значительной меньшей степени, чем динамика психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных).
Полярность. Каждое состояние имеет свой антипод. Например, интерес – безразличие, бодрость – вялость, фрустрация – толерантность и т. д.
9.6.Проблема классификации и систематизации психических состояний.
В основу классификации психических состояний могут быть положены различные критерии. Наиболее распространены следующие классификационные признаки:
1. По тому, какие психические процессы преобладают, состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.
Гностические: любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.
Эмоциональные: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.
Волевые: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.
2. Классификация состояний на основе системного подхода. Согласно этой классификации психические состояния разделяются:
на волевые состояния(разрешение – напряжение). Волевые состояния делятся на праксические и мотивационные;
аффективные (удовольствие – неудовольствие) а аффективные – на гуманитарные и эмоциональные;
состояния сознания (сон – активация).
3.Классификация по признаку отнесенности к личностным подструктурам – разделение состояний:
на состояния индивида, состояния субъекта деятельности, состояния личности и состояния индивидуальности.
4. По времени протекания выделяют кратковременные, затяжные, длительные состояния.
5. По характеру влияния на личность психические состояния могут быть:
стеническими (состояния, активизирующие жизнедеятельность);
астеническими (состояния, подавляющие жизнедеятельность);
положительными и отрицательными.
6. По степени осознанности – состояния более осознанные и менее осознанные.
7. В зависимости от преобладающего воздействия личности или ситуации на возникновение психических состояний выделяют личностные и ситуативные состояния.
8. По степени глубины состояния могут быть глубокими, менее глубокими и поверхностными.
Исследование структуры психических состояний позволило выделить пять факторов формирования состояний: настроение, оценка вероятности успеха, уровень мотивации, уровень бодрствования (тонический компонент) и отношение к деятельности. Эти пять факторов объединяются в три группы состояний, различные по своим функциям: 1) мотивационно - побудительная (настроение и мотивация); 2) эмоционально-оценочная; 3) активационно - энергетическая (уровень бодрствования).
Положительные и отрицательные психические состояния. Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния и специфические состояния.
Типичные положительные психические состояния человека можно разделить:
-на состояния, относящиеся к повседневной жизни, (являются радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную окраску).
- и состояния, относящиеся к ведущему типу деятельности человека (у взрослого человека это обучение или профессиональная деятельность). В учебной или профессиональной деятельности это заинтересованность (в изучаемом предмете или предмете трудовой деятельности), творческое вдохновение, решительность и другие. Состояние заинтересованности создает мотивацию к успешному осуществлению деятельности, что приводит к работе над предметом с максимальной активностью, полной отдачей сил, знаний, полным раскрытием способностей. Состояние творческого вдохновения представляет собой сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Оно усиливает сосредоточенность на предмете деятельности, повышает активность субъекта, обостряет восприятие, усиливает воображение, стимулирует продуктивное (творческое) мышление. Решительность в данном контексте понимается как состояние готовности к принятию решения и приведению его в исполнение. Но это, ни в коем случае не торопливость или необдуманность, а, напротив, взвешенность, готовность к мобилизации высших психических функций, актуализации жизненного и профессионального опыта.
К типично отрицательным психическим состояниям относятся состояния, полярные типично положительным (горе, ненависть, нерешительность).
Особые формы состояний. К ним относятся стресс, фрустрация, состояние напряженности. Под стрессом понимается реакция на любое негативное экстремальное воздействие. Строго говоря, стрессы бывают не только отрицательными, но и положительными – состояние, вызванное мощным положительным воздействием, сходно по своим проявлениям с отрицательным стрессом. Фрустрация – состояние, близкое к стрессу, но это более мягкая и специфичная его форма. Обобщенно можно сказать, что это ситуации «обманутых ожиданий» (отсюда и название). Фрустрация – это переживание отрицательных эмоциональных состояний, когда на пути к удовлетворению потребности встречаются неожиданные помехи, в большей или меньшей степени поддающиеся устранению. Психическая напряженность – еще одно типично отрицательно состояние. Оно возникает как реакция на личностно сложную ситуацию. Такие ситуации могут вызываться каждым в отдельности или совокупностью следующих факторов.
К специфическим психологическим состояниям относятся состояния сна – бодрствования, измененные состояния сознания и др. Бодрствование – это состояние активного взаимодействия человека с окружающим миром. Выделяют три уровня бодрствования: спокойное бодрствование, активное бодрствование, крайний уровень напряжения. Сон – естественное состояние полного покоя, когда сознание человека отрезано от физического и социального окружения и его реакции на внешние раздражители сведены к минимуму. Суггестивные состояния относятся к измененным состояниям сознания. Они могут быть как вредными, так и полезными для жизнедеятельности и поведения человека, в зависимости от содержания внушаемого материала. Суггестивные состояния подразделяют на гетеросуггестивные (гипноз и внушение) и аутосуггестивные (самовнушение). Гетеросуггестия – это внушение одной личностью (или социальной общностью) некоторой информации, состояний, моделей поведения и иного другой личности (общности) в условиях пониженной осознанности у субъекта внушения. Направленное внушение от одной личности к другой происходит при гипнозе, когда субъект внушения погружен в гипнотический сон – особый, искусственно вызванный вид сна, при котором сохраняется один очаг возбуждения, реагирующий только на голос суггестора. Самовнушение может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное – осознанное внушение человеком самому себе некоторых установок или состояний. На основе самовнушения построены методики саморегуляции и управления состояниями, такие как аутотренинг Г. Шульца, методика аффирмации (в основном связана с именем Луизы Хей – наиболее известного популяризатора этой методики), оригинальной методикой настроев, разработанной Г. Н. Сытиным. Непроизвольное самовнушение возникает в результате фиксации повторяющихся реакций на определенный раздражитель – предмет, ситуацию и т. п. К измененным состояниям сознания относятся также транс и медитация. Эйфория и дисфория – еще два специфических состояния. Они являются антиподами друг друга. Эйфория – не обоснованное объективными причинами состояние повышенной веселости, радости, благодушия, беспечности. Она может быть как результатом воздействия психотропных препаратов, или наркотических веществ, так и естественной реакцией организма на какие-либо внутренние психические факторы. Например, длительное пребывание в состоянии крайнего напряжения может вызвать парадоксальную реакцию в виде эйфории. Дисфория, напротив, проявляется в необоснованно пониженном настроении с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к поведению окружающих, со склонностью к агрессии. Дисфория наиболее характерна для органических заболеваний головного мозга, эпилепсии и для некоторых форм психопатий.
- Рабочая программа дисциплины
- Рабочая программа дисциплины
- 1. Цель освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Структура и содержание дисциплины
- Тема 1. Объект, предмет, задачи и методы психологии.
- Тема 3. Психика и организм. Психика поведение и деятельность. Активность психики. Уровни саморегуляции активности.
- Тема 4.Сознание и самосознание. Бессознательная сфера личности.
- Тема 5. Онтогенез и филогенез личности. Возрастные особенности индивида, их проявления в поведении и деятельности. Личностные кризисы.
- Тема 6. Направленность и мотивационная сфера личности. Поступок и принятие решений.
- Тема 7. Познавательные психические процессы.
- Тема 8. Понятие психической нормы и патологии. Акцентуации характера. Личностная деформация.
- Тема 9. Эмоции и чувства. Психические состояния. Нервно – психическая устойчивость и стрессоустойчивость.
- Тема 10. Интеллектуальные и личностные качества. Способности, склонности, креативность, талант, гениальность.
- Тема 1. Предмет, задачи, система, история юридической психологии. Методы юридической психологии.
- Тема 2. Психологические характеристики личности.
- Тема 3.Правовая социализация личности.
- Тема 4. Криминальная психология.
- Тема 5. Психологическая характеристика следственной деятельности.
- Тема 6. Психология допроса. Психология следственных действий. Психологические особенности судебной деятельности. Судебно-психологическая экспертиза.
- Тема 7. Пенитенциарная психология.
- 4. Формы контроля освоения дисциплины
- 4.1. Рефераты
- 4.4. Контрольные работы
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины По модулю 1
- По модулю 2
- Интернет-ресурсы http://yurpsy.By.Ru/ (сайт посвящен проблемам юридической психологии)
- Аннотация рабочей программы
- Технологии и формы преподавания Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
- Образовательные технологии
- Виды и содержание учебных занятий
- 1.1Объект, предмет, задачи и структура современной психологии.
- 1.2.Представление античных и средневековых философов о душе и сознании. Этапы развития психологии.
- 1.3.Основные направления западной научной психологии.
- 1.4.Место психологии в системе наук.
- 1.7.Методология методы психологических исследований.
- 2.1.Понятие о психике человека.
- 2.2. Психическое отражение. Регулирующие функции психики. Специфика психического отражения.
- 2.3. Пассивная и активная адаптация.
- 2.4.Соотношение субъективной и объективной реальности.
- 2.5. Современные представления об этапах развития психики.
- 2.7. Этапы развития психики животных.
- 3.1. Психика и организм. Компоненты влияния природы на психику.
- 3.2 Особенности человеческого организма.
- 3.3. Психика, поведение и деятельность. Особенности деятельности животных и человека.
- 3.4.Основные характеристики деятельности.
- 3.5. Компоненты действия и их функции. Процессы деятельности.
- 3.6. Потребности. Гомеостатическое поведение.
- 4.1Возникновение сознания человека. Развитие сознания.
- 4.3.Функции, свойства и структура сознания.
- 4.4.Я-концепция. Самосознание
- 4.5. Взаимодействие сознания и подсознания. Неосознаваемые явления.
- 4.6.Понятие «бессознательного». Психологические защиты.
- 4.7. Состояния сознания. Измененные состояния сознания. Нарушения сознания.
- Лекция 5. Онтогенез и филогенез личности. Возрастные особенности индивида, их проявления в поведении и деятельности. Личностные кризисы.
- 5.1.Онтогенез как процесс развития индивидуального организма. Возрастные, половые, конституционные и нейродинамические особенности человека.
- 5.2.Филогенез личности. Человек как биологический объект.
- 5.3. Индивид, индивидуальность, личность, субъект деятельности.
- 5.4. Проблема возраста и возрастной периодизации.
- 5.5.Стадии возрастного развития человека по теориям и воззрениям з. Фрейда и э. Эриксона.
- 5.6.Социальный тип и психологические характеристики ведущей деятельности на каждой возрастной эпохе психического развития человека.
- 5.7.Личностные кризисы психического развития. Понятие кризисов психического развития и их психологические характеристики в возрастной периодизации.
- 5.8.Феномен смерти.
- Занятие 5. Онтогенез и филогенез личности. Возрастные особенности индивида, их проявления в поведении и деятельности. Личностные кризисы.
- Лекция 6. Направленность и мотивационная сфера личности. Поступок и принятие решений.
- Принятие решений и его психологическая характеристика. Волевые расстройства.
- 6.2. Характеристики мотивационной сферы. Мотив и мотивация. Классификация. Виды. Осознанные и неосознанные мотивы.
- 6.3. Теории мотиваций.
- 6.4. Потребности как источник активности личности. Иерархия потребностей а. Маслоу.
- 6.5. Принятие решений и его психологическая характеристика. Волевые расстройства.
- Занятие 6. Направленность и мотивационная сфера личности. Поступок и принятие решений.
- Лекция 7.Познавательные психические процессы.
- Речь. Виды. Функции речи. Характеристики.
- Понятие о воображении. Виды и функции воображения.
- Память как высшая психическая функция
- 7.1.Познавательные психические процессы как основа планирования человеком своей деятельности и жизни.
- 7.2.Отражение, сохранение, переработка информации. Виды отражения.
- 7.3. Понятие об ощущении и восприятии. Характеристика ощущения и восприятия как психических процессов.
- Характеристики восприятия
- 7.4. Внимание как объект психологического исследования. Функции. Виды. Свойства.
- 7.5.Понятие о представлении. Свойства представления. Роль представлений в развитии познавательной сферы.
- 7.6.Понятие о мышлении. Виды. Формы. Операции.
- Формы мышления. Выделяют три логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
- Мыслительные операции. Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.
- 7.7.Речь. Виды. Функции речи. Характеристики.
- 7.8.Понятие о воображении. Виды и функции воображения.
- 7.9. Память как высшая психическая функция
- Занятие 7. Познавательные психические процессы.
- Речь. Виды. Функции речи. Характеристики.
- 8.2.Здоровье личности. Гипотеза об уровнях психического здоровья
- 8.4.Акцентуации характера, критерий и виды. Классификации акцентуированных характеров по к. Леонгарду и а.Е. Личко.
- Занятие 8. Понятие психической нормы и патологии. Акцентуации характера. Личностная деформация.
- Общее представление об эмоциях. Функции эмоций.
- 9.2. Теории эмоций.
- 9.3.Основные эмоциональные состояния. Их роль в регуляции поведения.
- 9.4.Чувства. Виды чувств. Закономерности формирования.
- 9.5.Психические состояния в ряду других психических явлений. Основные характеристики.
- 9.7.Пограничное состояние. Пограничные психические расстройства.
- Занятие 9. Эмоции и чувства. Психические состояния. Нервно – психическая устойчивость и стрессоустойчивость.
- 10.1. Понятие о темпераменте. Физиологические основы. Типы темперамента.
- 10.3. Общая характеристика способностей человека. Подходы. Структура. Виды способностей.
- 1.1. Предмет, задачи, система юридической психологии. Связь юридической психологии с другими науками
- 1.2. История развития юридической психологии.
- 1.3. Методы юридической психологии.
- 1.4.Объем изучения личности
- 2.1.Эмоции и чувства. Аффект.
- 2.2.Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент, характер и способности.
- 2.3. Волевая сфера личности.
- 4.2.Психологические особенности (черты) личности преступника.
- 4.3.Психологические предпосылки преступного поведения.
- 4.5.Типология преступных групп.
- 4.6. Функциональная характеристика организованных преступных формирований.
- 4.7. Структура организованных преступных формирований.
- 4.8. Механизмы сплочения преступных групп.
- 4.9. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
- 4.10. Социально-психологическая характеристика преступного поведения несовершеннолетних.
- 4.11.Мотивация насильственных преступлений у подростков.
- 4.13.Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
- 5.1.Психологическая характеристика деятельности следователя.
- 5.2.Профессиональные качества следователя.
- 5.3.Профессиональная деформация личности следователя и основные пути ее предупреждения.
- 6.1.Психологические аспекты подготовки следователя к допросу.
- 6.2.Психология допроса свидетеля и потерпевшего.
- 6.3.Психология допроса подозреваемого и обвиняемого.
- 6.4. Психологические особенности допроса при изобличении допрашиваемого во лжи.
- 6.5. Психология осмотра места происшествия.
- 6.6.Психология обыска.
- 6.7. Психология предъявления для опознания.
- 6.8. Психология следственного эксперимента.
- 6.9. Психология судебной деятельности.
- 6.10. Психология судебного допроса.
- 6.11. Психологические особенности допроса подсудимого, потерпевших и свидетелей.
- 6.12. Психологические аспекты судебных прений.
- 6.13.Психология вынесения приговора.
- 6.14. Понятие и сущность судебно-психологической экспертизы.
- 6.15. Порядок назначения и производства судебно-психологической экспертизы.
- 6.16.Судебно - психологическая экспертиза физиологического аффекта.
- 7.2.Психические состояния осужденного.
- 7.3.Адаптация осужденных к условиям лишения свободы.
- 7.4.Социально-психологическая структура коллектива осужденных. Иерархическая система групп осужденных отрицательной направленности.
- 7.5.Основные средства исправления и перевоспитания осужденных.
- 7.6.Методы преобразования психологии взаимоотношений в исправительном учреждении.
- 7.6.Социальная реадаптация освобожденного.
- Технологии и формы обучения Рекомендации по освоению дисциплины для студента
- Оценочные средства и методики их применения
- 1. Фонды оценочных средств
- Оценочные средства и методики их применения
- 1. Фонды оценочных средств
- 3.Критерии оценивания